Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 16 |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_01_О-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 16
Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор О.П. Мамченко
1.1. | Цели курса: 1) дать представление об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов; 2) рассмотреть способы нахождения оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр; научить студентов навыкам построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов; познакомить с алгоритмами решения игровых моделей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ПК-4 | способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты |
ПК-10 | способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов; об основных концепциях решений игр: равновесие в доминантных стратегиях, равновесие Нэша, равновесие Штакельберга, эволюционно-стабильное равновесие, совершенное равновесие в подыграх, Парето-оптимум, ядро. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | находить решения для таких классов игр, как статические и динамические игры с полной информацией, иерархические игры, кооперативные игры; определять оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр; применять алгоритмы решения игровых моделей. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов; нахождения графически и аналитически множества игровых решений разных типов и оптимальные стратегии участников и интерпретировать их экономически для выработки практических рекомендаций поведения в условиях неопределенности, конфликта и взаимодействия; алгоритмизации и программной реализации методов теоретико-игрового нахождения оптимальных решений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Базовые понятия теории игр и возможности ее применения в решении социально-экономических задач | ||||||
1.1. | Игровые ситуации. Принципы и особенности применения теории игр | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Базовая терминология. Классификация игр | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Формализация игры в стратегической и развернутой формах | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Прототипные игры: «дилемма узников», «семейный спор», «встреча в Нью-Йорке» и др. | Практические | 7 | 2 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Проблема оптимальности решения. Подходы к нахождению оптимального решения игры. | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Построение игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и их представление в нормальной и развернутой форме. | Практические | 7 | 2 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Построение игровых моделей на основании различных принципов классификации игр Обсуждение возможностей применения теории игр. | Практические | 7 | 2 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Игры с нулевой суммой. Матричные игры | ||||||
2.1. | Критерии оптимальности и принципы решения матричных игр в чистых стратегиях. Смешанное расширение матричных игр. | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Равновесие Нэша-фон Неймана. Иллюстрация подхода к решению в простейшем случае (2х2-игра). | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Возможности графического решения игр mx2, 2xn. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования. | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Аппроксимационные методы решения матричных игр. Метод Брауна-Робинсон. | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Матричные игры: решения в чистых и смешанных стратегиях. Нахождение седловых точек. Построение и решение модельных задач в смешанных стратегиях. Графическое и аналитическое решение задач для случая (2х2). Построение и решение модельных задач для случаев (mх2), (2xn). | Практические | 7 | 2 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Алгоритм сведения матричной игры к задаче линейного программирования. Постановка и решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. | Практические | 7 | 1 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. | Практические | 7 | 1 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Биматричные игры. | ||||||
3.1. | Приемлемые ситуации и ситуации равновесия. Свойства оптимальных решений. | Лекции | 7 | 2 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Построение игровых неантагонистических моделей. Графическое решение. Возможности и ограничения cведения биматричных игр к матричным. Решение задач. | Практические | 7 | 4 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Статические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией | ||||||
4.1. | Функции наилучшего отклика. Равновесие Нэша в статических играх с непрерывными стратегиями | Лекции | 7 | 2 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Модели рынка в условиях монополии и олигополии. Модели рыночной конкуренции и конкурентного равновесия. Олигополия Курно. Олигополия Бертрана. | Практические | 7 | 1 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Динамические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией | ||||||
5.1. | Принцип обратной индукции. Подигры и совершенное равновесие в подиграх. Игра Штакельберга | Лекции | 7 | 2 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Принцип обратной индукции в решении динамических игр. Решение задач. | Практические | 7 | 2 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Повторяющиеся игры. Решение задач. | Практические | 7 | 2 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Статические и динамические игры с полной информацией и непрерывными стратегиями. Решение задач с помощью специализированных математических программ. | Практические | 7 | 2 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Кооперативные игры и их экономическая интерпретация | ||||||
6.1. | Коалиция. Дележи. Понятие равновесия в кооперативной игре. Ядро. | Лекции | 7 | 2 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Вектор Шепли. | Лекции | 7 | 2 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Экономические приложения теории кооперативных игр. Решение задач. | Практические | 7 | 1 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Статистические игры. | ||||||
7.1. | Подходы к решению "игр с природой" | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Решение статистических игр | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Теория игр и теория полезностей: включение в теоретико-игровые методы отношения игроков к риску | ||||||
8.1. | Самостоятельная подготовка по темам курса | Сам. работа | 7 | 66 | ПК-4, ПК-10 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания представлены в авторском учебном пособии по курсу (Дубина И.Н. Основы теории экономических игр. Москва: Кнорус, 2014), а также в ЭУМК на Едином образовательном портале АлтГУ (portal.edu.asu.ru) |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Тесты, контрольные вопросы и задания представлены 1) в разделе по курсу на Едином образовательном портале АлтГУ и 2) в авторском учебном пособии по курсу Дубина И.Н. Основы теории экономических игр. Москва: Кнорус, 2014 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дубина И.Н. | Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дубина И.Н. | Основы теории экономических игр: | М. : Кнорус, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Экономика. Теория игр. Ресурсы http://ecsocman.hse.ru/net/16000243/ | |||
Э2 | Game Theory .net (сайт, посвященный теории игр) http://www.gametheory.net/ | |||
Э3 | Информационный ресурс Classroom Expernomics - обучающие игры http://www.marietta.edu/~delemeeg/expernom.html | |||
Э4 | Методика демонстрационной учебной игры: Simple Investment Game Experiment for the Classroom http://www.tricity.wsu.edu/%7Eachaudh/econ485trustexpt.doc | |||
Э5 | Сайт журнала «Games and Economic Behavior» http://www.elsevier.com/wps/find/journaldescription.cws_home/ | |||
Э6 | Сайт журнала «International Game Theory Review» (IGTR)http://ejournals.wspc.com.sg/journals/igtr/igtr.shtml | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
gametheory.net |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Представлено в Приложении, а также ЭУМК на Едином образовательном портале АлтГУ (portal.edu.asu.ru) |