Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 16 |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_01_Э-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 16
Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор О.П. Мамченко
1.1. | Цели курса: 1) дать представление об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов; 2) рассмотреть способы нахождения оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр; научить студентов навыкам построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов; познакомить с алгоритмами решения игровых моделей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.04 |
ПК-4 | способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты |
ПК-11 | способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов; об основных концепциях решений игр: равновесие в доминантных стратегиях, равновесие Нэша, равновесие Штакельберга, эволюционно-стабильное равновесие, совершенное равновесие в подыграх, Парето-оптимум, ядро. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | находить решения для таких классов игр, как статические и динамические игры с полной информацией, иерархические игры, кооперативные игры; определять оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр; применять алгоритмы решения игровых моделей. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов; нахождения графически и аналитически множества игровых решений разных типов и оптимальные стратегии участников и интерпретировать их экономически для выработки практических рекомендаций поведения в условиях неопределенности, конфликта и взаимодействия; алгоритмизации и программной реализации методов теоретико-игрового нахождения оптимальных решений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Базовые понятия теории игр и возможности ее применения в решении социально-экономических задач | ||||||
1.1. | Игровые ситуации. Принципы и особенности применения теории игр | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Базовая терминология. Классификация игр | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Формализация игры в стратегической и развернутой формах | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Прототипные игры: «дилемма узников», «семейный спор», «встреча в Нью-Йорке» и др. | Практические | 7 | 2 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Проблема оптимальности решения. Подходы к нахождению оптимального решения игры. | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Построение игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и их представление в нормальной и развернутой форме. | Практические | 7 | 2 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Построение игровых моделей на основании различных принципов классификации игр Обсуждение возможностей применения теории игр. | Практические | 7 | 2 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Игры с нулевой суммой. Матричные игры | ||||||
2.1. | Критерии оптимальности и принципы решения матричных игр в чистых стратегиях. Смешанное расширение матричных игр. | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Равновесие Нэша-фон Неймана. Иллюстрация подхода к решению в простейшем случае (2х2-игра). | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Возможности графического решения игр mx2, 2xn. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования. | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Аппроксимационные методы решения матричных игр. Метод Брауна-Робинсон. | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Матричные игры: решения в чистых и смешанных стратегиях. Нахождение седловых точек. Построение и решение модельных задач в смешанных стратегиях. Графическое и аналитическое решение задач для случая (2х2). Построение и решение модельных задач для случаев (mх2), (2xn). | Практические | 7 | 2 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Алгоритм сведения матричной игры к задаче линейного программирования. Постановка и решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. | Практические | 7 | 1 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. | Практические | 7 | 1 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Биматричные игры. | ||||||
3.1. | Приемлемые ситуации и ситуации равновесия. Свойства оптимальных решений. | Лекции | 7 | 2 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Построение игровых неантагонистических моделей. Графическое решение. Возможности и ограничения cведения биматричных игр к матричным. Решение задач. | Практические | 7 | 4 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Статические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией | ||||||
4.1. | Функции наилучшего отклика. Равновесие Нэша в статических играх с непрерывными стратегиями | Лекции | 7 | 2 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Модели рынка в условиях монополии и олигополии. Модели рыночной конкуренции и конкурентного равновесия. Олигополия Курно. Олигополия Бертрана. | Практические | 7 | 1 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Динамические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией | ||||||
5.1. | Принцип обратной индукции. Подигры и совершенное равновесие в подиграх. Игра Штакельберга | Лекции | 7 | 2 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Принцип обратной индукции в решении динамических игр. Решение задач. | Практические | 7 | 2 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Повторяющиеся игры. Решение задач. | Практические | 7 | 2 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.4. | Статические и динамические игры с полной информацией и непрерывными стратегиями. Решение задач с помощью специализированных математических программ. | Практические | 7 | 2 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Кооперативные игры и их экономическая интерпретация | ||||||
6.1. | Коалиция. Дележи. Понятие равновесия в кооперативной игре. Ядро. | Лекции | 7 | 2 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Вектор Шепли. | Лекции | 7 | 2 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Экономические приложения теории кооперативных игр. Решение задач. | Практические | 7 | 1 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Статистические игры. | ||||||
7.1. | Подходы к решению "игр с природой" | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Решение статистических игр | Лекции | 7 | 1 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Теория игр и теория полезностей: включение в теоретико-игровые методы отношения игроков к риску | ||||||
8.1. | Самостоятельная подготовка по темам курса | Сам. работа | 7 | 66 | ПК-4, ПК-11 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания представлены в авторском учебном пособии по курсу (Дубина И.Н. Основы теории экономических игр. Москва: Кнорус, 2014), а также в ЭУМК на Едином образовательном портале АлтГУ (portal.edu.asu.ru) |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дубина И.Н. | Основы теории экономических игр: | М. : Кнорус, 2014 | |
Л1.2 | Дубина И.Н. | Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Челноков А.Ю. | ТЕОРИЯ ИГР. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Экономика. Теория игр. Ресурсы http://ecsocman.hse.ru/net/16000243/ | |||
Э2 | Game Theory .net (сайт, посвященный теории игр) http://www.gametheory.net/ | |||
Э3 | Информационный ресурс Classroom Expernomics - обучающие игры http://www.marietta.edu/~delemeeg/expernom.html | |||
Э4 | Методика демонстрационной учебной игры: Simple Investment Game Experiment for the Classroom http://www.tricity.wsu.edu/%7Eachaudh/econ485trustexpt.doc | |||
Э5 | Сайт журнала «Games and Economic Behavior» http://www.elsevier.com/wps/find/journaldescription.cws_home/ | |||
Э6 | Сайт журнала «International Game Theory Review» (IGTR)http://ejournals.wspc.com.sg/journals/igtr/igtr.shtml | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. Представлено в Приложении, а также ЭУМК на Едином образовательном портале АлтГУ (portal.edu.asu.ru) |