МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания декоративно-прикладного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения , доцент, Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания декоративно-прикладного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. N 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение дисциплины направлено на подготовку студентов к проведению занятий в образовательных организациях и в сфере дополнительного предпрофессионального образования по декоративно-прикладному искусству.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью владеть педагогическими навыками преподавания художественных и проектных дисциплин
ПК-12 способностью самостоятельно разрабатывать учебную программу практических и лекционных занятий, выполнять методическую работу
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основы организации учебного процесса по декоративно-прикладному искусству;
Формы и методы ведения учебной работы по декоративно-прикладному искусству;
Методы и формы активизации творческого процесса на занятиях;
Методы коррекции и контроля знаний, умений и навыков учащихся.
3.2.Уметь:
3.2.1.Создавать методический фонд для занятий по декоративно-прикладному искусству, включающий наглядные пособия, иллюстративные средства; составлять планы-конспекты занятий;
конструировать учебные и творческие задания по декоративно-прикладной деятельности для учащихся; грамотно пользоваться при подготовке методической литературой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками подготовки занятий по декоративно-прикладной деятельности, профессиональным языком предметной области знания.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы декоративно-прикладного искусства
1.1. Виды, материалы, техники в декоратвино-прикладном искусстве Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л2.1
1.2. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л2.1
1.3. Текстиль Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л2.1
1.4. Керамика Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л2.1
1.5. Художественное стекло Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л2.1
1.6. Виды, материалы, техники в декоратвино-прикладном искусстве Сам. работа 8 16 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л2.1
1.7. Терминология предметной области Сам. работа 8 16 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2, Л2.1
Раздел 2. Общедидактические принципы методики обучения декоративно-прикладному искусству
2.1. Терминология предметной области Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.2, Л2.3
2.2. Классификация форм и видов учебного процесса Лекции 8 2 ПК-12 Л3.1, Л1.2, Л2.3
2.3. Дидактические принципы и их роль в методической работе Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Планирование учебной работы. Принципы построения программ по декоративно-прикладному искусству Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.2, Л2.3
2.5. Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.2, Л2.3
2.6. Разработка наглядных пособий по видам ДПИ Сам. работа 8 16 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.2, Л2.3
2.7. Планирование учебной работы. Принципы построения программ по декоративно-прикладному искусству Практические 8 8 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Методика формирования знаний, умений и навыков учащихся
3.1. Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству Лекции 8 4 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.2, Л2.3
3.2. Конструирование упражнений и заданий по ДПИ Сам. работа 8 18 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.2, Л2.3
3.3. Проектные формы обучения декоративно-прикладному искусству Практические 8 6 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.2, Л2.3
3.4. Особенности дидактического контроля в процессе обучения декоративно-прикладному искусству Практические 8 4 ОПК-5, ПК-12 Л3.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кирюшина Ю.В. История декоративно-прикладного искусства : Учебное пособие Барнаул, изд-во Алтайского государственного университета // ЭБС Алтайского государственного университета, 2016 г. elibrary.asu.ru
Л1.2 Шокорова, Л. В. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в высшем образовании : учебное пособие для вузов ЭБС АлтГУ //Юрайт //www.biblio-online.ru/bcode/447901 , 2020 URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/447901
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. С. Нечаева Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.2 Шокорова, Л. В. Художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 г. elibrary.asu.ru
Л2.3 Ганьшина Г. В. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН 2-е изд. : Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/445284 , 2019 ЭБС АлтГУ // Юрайт — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/445284
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кирюшина Ю. В. История декоративно-прикладного искусства: (программа курса и методические материалы) Барнаул: Изд-во АлтГУ,, 2004.
Л3.2 Шокорова Л.В. Художественные промыслы Сибири: Программа и методические рекомендации Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 география народных промыслов art.ioso.ru
Э2 Народная культура www.kefa.ru
Э3 Курс "Методика преподавания декоративно-прикладного искусства" в Moodle portal.edu.asu.ru
Э4 Курс на едином образовательном портале Moodie portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

•Лекционный курс направлен на изучение теоретических основ организации учебного процесса. Лекционные занятия сочетаются с практическими, где появляется возможность реализовать свои знания на практике. Практические занятия направлены на составление тематических планов учебной работы, планов-конспектов уроков, подготовку необходимой наглядности к занятиям, а также проведение фрагментов разработанных занятий.
•Темы изучаются в той последовательности, предложенной в учебной программе.
•Самостоятельная работа направлена на поиск эффективных, целесообразных, оптимальных методов, приемов, средств обучения учащихся.