МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания декоративно - прикладного искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ДПИ-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания декоративно - прикладного искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 N 1409)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение дисциплины направлено на подготовку студентов к проведению занятий в образовательных организациях и в сфере дополнительного предпрофессионального образования по декоративно-прикладному искусству.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-12 способностью и готовностью формулировать научно-исследовательские задачи в области профессионально-педагогической деятельности и решать их с помощью современных технологий и использовать российский и зарубежный опыт
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основы организации учебного процесса, формы и методы ведения учебной работы с учетом специфики преподавания декоративно-прикладного искусства, методы и формы активизации творческого процесса на занятиях; методы коррекции и контроля знаний, умений и навыков учащихся; возрастные особенности учащихся, типы научно-исследовательских задач в области преподавания прикладных художественных дисциплин; основные современные технологии,определяющие развитие мировой и отечественной практики художественного образования
3.2.Уметь:
3.2.1.Создавать методический фонд для занятий по декоративно-прикладному искусству, включающий наглядные пособия, разрабатывать учебную программу по декоративно-прикладной деятельности, составлять планы-конспекты занятий, конструировать учебные и творческие задания по декоративно-прикладной деятельности с учетом отечественного и зарубежного опыта художественного образования и возможностей современных технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками подготовки и проведения занятий по декоративно-прикладной деятельности, профессиональным языком предметной области знания, формулирования научно-исследовательских задач в области преподавания прикладных художественных дисциплин с учетом возможностей современных технологий и российского и зарубежного опыта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы методики преподавания декоративно-прикладного искусства
1.1. Методика обучения как научная дисциплина. Особенности обучения в художественном образовании Лекции 2 2 ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.2. Мировой опыт и современные исследования в области методики преподавания художественных дисциплин Сам. работа 2 16 ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.3. Терминологический аппарат дисциплины Сам. работа 2 8 ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.4. Классификация форм и видов учебного процесса. Факторы выбора технологий и методов обучения. Виды занятий по декоративно-прикладному искусству Практические 2 2 ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.5. Составление календарно-тематического плана учебной работы по ДПИ Сам. работа 2 10 ПК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Дидактические принципы как основа методики обучения декоративно-прикладному искусству
2.1. Современные дидактические принципы и их применение в художественном образовании Практические 2 2 ПК-12 Л2.1, Л1.1
2.2. Принцип наглядности. Требования к проектированию и применению наглядности на занятиях по ДПИ Практические 2 2 ПК-12 Л2.1, Л1.1
2.3. Разработка наглядных пособий по видам декоративно-прикладного искусства Сам. работа 2 8 ПК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Методика формирования знаний, умений и навыков учащихся
3.1. Планирование учебной работы. Принципы построения программ по декоративно-прикладному искусству. Цели и задачи педагогического проектирования Практические 2 2 ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.2. Методика проведения занятий и организации самостоятельной работы учащихся Практические 2 2 ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.3. Использование возможностей электронных средств обучения в преподавании декоративно-прикладного искусства Практические 2 2 ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.4. Ресурсы сети Интернет по декоративно-прикладному искусству Сам. работа 2 8 ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.5. Конструирование упражнений и заданий по декоративно-прикладному искусству Сам. работа 2 9 ПК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Реализация национально-регионального компонента при обучении ДПИ
4.1. Определение содержания обучения региональным видам декоративно-прикладного искусства Лекции 2 2 ПК-12 Л2.1, Л1.1
4.2. Анализ особенностей произведений декоративно-прикладного искусства Западно-Сибирского региона Сам. работа 2 9 ПК-12 Л2.1, Л1.1
4.3. Планирование и организация учебной деятельности по декоративно-прикладному искусству с учетом региональных особенностей Практические 2 2 ПК-12 Л2.1, Л1.1
4.4. Разработка методического обеспечения учебного процесса по декоративно-прикладному искусству Сам. работа 2 18 ПК-12 Л2.1, Л1.1
4.5. Зачет Зачет 2 4 ПК-12 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов В. МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова Л.В. Художественные промыслы Сибири: Программа и методические рекомендации Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2013 г. elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Google Arts & Culture artsandculture.google.com
Э2 Государственный художественный музей Алтайского края ghmak.ru
Э3 Pinterest.com www.pinterest.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия сочетаются с практическими, где появляется возможность реализовать свои знания на практике.Темы изучаются в той последовательности, предложенной в учебной программе. Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций. Выполнение практических заданий является условием допуска к зачету. Самостоятельная работа направлена на поиск эффективных, целесообразных, оптимальных методов, приемов, средств обучения учащихся.