МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория экономических игр

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 20 16 34 20
Лабораторные 24 12 26 50 12
Сам. работа 66 37 39 105 37
Часы на контроль 0 27 27 27 27 54
Итого 108 96 108 27 216 123

Программу составил(и):
д.э.н., проф., Дубина И.Н.

Рецензент(ы):
д.т.н., проф., Оскорбин Н.М.

Рабочая программа дисциплины
Теория экономических игр

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор О.П. Мамченко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор О.П. Мамченко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
1) дать представление об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов;
2) рассмотреть способы нахождения оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр; научить студентов навыкам построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов; познакомить с алгоритмами решения игровых моделей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-18 способность использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов;
об основных концепциях решений игр: равновесие в доминантных стратегиях, равновесие Нэша, равновесие Штакельберга, эволюционно-стабильное равновесие, совершенное равновесие в подыграх, Парето-оптимум, ядро.
3.2.Уметь:
3.2.1.находить решения для таких классов игр, как статические и динамические игры с полной информацией, иерархические игры, кооперативные игры;
определять оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр;
применять алгоритмы решения игровых моделей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов;
нахождения графически и аналитически множества игровых решений разных типов и оптимальные стратегии участников и интерпретировать их экономически для выработки практических рекомендаций поведения в условиях неопределенности, конфликта и взаимодействия;
алгоритмизации и программной реализации методов теоретико-игрового нахождения оптимальных решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базовые понятия теории игр и возможности ее применения в решении социально-экономических задач
1.1. Игровые ситуации. Принципы и особенности применения теории игр Лекции 3 1 ПК-18 Л1.1, Л2.1
1.2. Базовая терминология. Классификация игр Лекции 3 1 ПК-18 Л1.1, Л2.1
1.3. Формализация игры в стратегической и развернутой формах Лекции 3 1 ПК-18 Л1.1, Л2.1
1.4. Проблема оптимальности решения. Подходы к нахождению оптимального решения игры. Лекции 3 1 ПК-18 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Игры с нулевой суммой. Матричные игры
2.1. Критерии оптимальности и принципы решения матричных игр в чистых стратегиях. Смешанное расширение матричных игр. Лекции 3 1 ПК-18 Л1.1, Л2.1
2.2. Равновесие Нэша-фон Неймана. Иллюстрация подхода к решению в простейшем случае (2х2-игра). Лекции 3 1 ПК-18 Л1.1, Л2.1
2.3. Возможности графического решения игр mx2, 2xn. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования. Лекции 3 1 ПК-18 Л1.1, Л2.1
2.4. Аппроксимационные методы решения матричных игр. Метод Брауна-Робинсон. Лекции 3 1 ПК-18 Л1.1, Л2.1
2.5. Алгоритм сведения матричной игры к задаче линейного программирования. Постановка и решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Лабораторные 3 1 ПК-18 Л1.1, Л2.1
2.6. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Лабораторные 3 1 ПК-18 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Биматричные игры.
3.1. Приемлемые ситуации и ситуации равновесия. Свойства оптимальных решений. Лекции 3 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
3.2. Построение игровых неантагонистических моделей. Графическое решение. Возможности и ограничения cведения биматричных игр к матричным. Решение задач. Лабораторные 3 4 ПК-18 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Статические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией
4.1. Функции наилучшего отклика. Равновесие Нэша в статических играх с непрерывными стратегиями Лекции 3 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
4.2. Модели рынка в условиях монополии и олигополии. Модели рыночной конкуренции и конкурентного равновесия. Олигополия Курно. Олигополия Бертрана. Лабораторные 3 1 ПК-18 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Динамические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией
5.1. Принцип обратной индукции. Подигры и совершенное равновесие в подиграх. Игра Штакельберга Лекции 3 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
5.2. Принцип обратной индукции в решении динамических игр. Решение задач. Лабораторные 3 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
5.3. Статические и динамические игры с полной информацией и непрерывными стратегиями. Решение задач с помощью специализированных математических программ. Лабораторные 3 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Кооперативные игры и их экономическая интерпретация
6.1. Коалиция. Дележи. Понятие равновесия в кооперативной игре. Ядро. Лекции 3 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
6.2. Вектор Шепли. Лекции 3 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
6.3. Экономические приложения теории кооперативных игр. Решение задач. Лабораторные 3 1 ПК-18 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Статистические игры.
7.1. Подходы к решению "игр с природой" Лекции 3 1 ПК-18 Л1.1, Л2.1
7.2. Решение статистических игр Лекции 3 1 ПК-18 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Теория игр и теория полезностей: включение в теоретико-игровые методы отношения игроков к риску
8.1. Подготовка Экзамен 3 27 ПК-18 Л1.1, Л2.1
8.2. Самостоятельная подготовка по темам курса Сам. работа 3 37 ПК-18 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания представлены в авторском учебном пособии по курсу (Дубина И.Н. Основы теории экономических игр. Москва: Кнорус, 2014),
а также в ЭУМК на Едином образовательном портале АлтГУ (portal.edu.asu.ru)

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тесты, контрольные вопросы и задания представлены
1) в разделе по курсу на Едином образовательном портале АлтГУ и
2) в авторском учебном пособии по курсу Дубина И.Н. Основы теории экономических игр. Москва: Кнорус, 2014

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубина И.Н. Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дубина И.Н. Основы теории экономических игр: М. : Кнорус, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экономика. Теория игр. Ресурсы http://ecsocman.hse.ru/net/16000243/
Э2 Game Theory .net (сайт, посвященный теории игр) http://www.gametheory.net/
Э3 Информационный ресурс Classroom Expernomics - обучающие игры http://www.marietta.edu/~delemeeg/expernom.html
Э4 Методика демонстрационной учебной игры: Simple Investment Game Experiment for the Classroom http://www.tricity.wsu.edu/%7Eachaudh/econ485trustexpt.doc
Э5 Сайт журнала «Games and Economic Behavior» http://www.elsevier.com/wps/find/journaldescription.cws_home/
Э6 Сайт журнала «International Game Theory Review» (IGTR)http://ejournals.wspc.com.sg/journals/igtr/igtr.shtml
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
gametheory.net

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Представлено в Приложении, а также ЭУМК на Едином образовательном портале АлтГУ (portal.edu.asu.ru)