МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прогнозирование ЧС

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план20_03_01-ТБ-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат биол. наук, доцент, Яценко Е.С.

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Прогнозирование ЧС

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. № 246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018- уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, ддоктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, ддоктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение готовности к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-14 способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности
ПК-14 способностью определять нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду
ПК-15 способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации
ПК-16 способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов
ПК-17 способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.организационно-правовые основы управленческой деятельности;
нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду;
уровни опасностей в среде обитания;
механизмы воздействия опасностей на человека;
опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать деятельность предприятия в области производственной безопасности;
определить нормативные уровни допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду;
обрабатывать полученные результаты уровней опасности;
определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия;
определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения на практике элементов менеджмента охраны труда, промышленной и экологической безопасности;
методами определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и окружающую среду;
навыками составления прогнозов возможного развития чрезвычайной ситуации, типичных для региона;
методами определения характера взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики и комбинированного действия вредных факторов;
методами анализа опасных, чрезвычайно опасных зон, зон приемлемого риска, методами оценки и расчеты различных рисков.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Прогнозирование ЧС. Понятийный аппарат, цели, задачи. Методы прогнозирования ЧС
1.1. Прогнозирование ЧС:основные термины и понятия Лекции 8 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.2. Методы прогнозироования ЧС. Классифискация методов прогнозирования ЧС Лекции 8 4 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.3. Математические методы прогнозирования ЧС Лекции 8 4 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.4. Расчетно-графические методы прогнозирования ЧС Лекции 8 4 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.5. Аналитические модели, имитационные модели, численные метод, теории нечетких множеств. Практические 8 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.6. Анализ иммитационных моделей в прогнозироования ЧС Сам. работа 8 6 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.7. Анализ аналитических моделей прогнозироваия ЧС Сам. работа 8 6 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.8. Принятие решений в условия определенности, принятия решений в условиях неопределенности. Алгоритм выбора критерия принятия решений. Практические 8 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.9. Разработка решений в условия определенности. Разработка решений в условиях неопределенности Сам. работа 8 6 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.10. Анализ алгоритма выбора критерия принятия решений Сам. работа 8 6 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.11. Методика построения простого дерева решений, дерева событий, дерева отказов. Разработка схемы многокритериальной модели выработки решений Лекции 8 4 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.12. Порстроение простого дерева событий и дерева отказов для ЧС техногенного характира Практические 8 4 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.13. Метод экспертных оценок, метод развертки , свертки проблемы, метод оперативных игр, метод анкетирования, метод эвристических сетей, метод ранжирования, метод шкальных оценок. Лекции 8 4 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.14. Разработка опреративной игры, как метода прогнозирования Практические 8 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.15. Проведение анкетирования. Разработка эвристических сетей Практические 8 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
1.16. Анализ результатов экспертных оценок прогнозирования ЧС. Разработка эксперного заключения Лекции 8 4 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и защита от них
2.1. Общие сведения, характеристика, классификация и причины возникновения ЧС природного характера Лекции 8 4 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.2. Геофизические опасные явления. Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления) Сам. работа 8 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления Сам. работа 8 6 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.4. Морские гидрологические опасные явления. Гидрологические опасные явления Сам. работа 8 6 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.5. Природные пожары Инфекционная заболеваемость людей. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями Сам. работа 8 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.6. Природные пожары Инфекционная заболеваемость людей. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями Сам. работа 8 6 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.7. Общие сведения, характеристика, классификация и причины возникновения ЧС техногенного характера Сам. работа 8 6 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.8. Общие сведения, характеристика, классификация и причины возникновения ЧС техногенного характера Сам. работа 8 8 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.9. Транспортные аварии (катастрофы). Пожары, взрывы, угрозы взрывов Сам. работа 8 6 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.10. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ). Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ). Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ) Сам. работа 8 9 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
2.11. Внезапное обрушение зданий, сооружений. Аварии на электроэнергетических системах. Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии на очистных сооружениях Сам. работа 8 10 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. ГИС технологии в прогнозированиии ЧС
3.1. Использование ГИС технологии в прогнозировании ЧС Лекции 8 6 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
3.2. Использоваание ГИСтехнологий в прогнозировании ЧС природного характера Практические 8 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
3.3. Использование ГИС технологии в прогнозировании ЧС техногенного характерв Практические 8 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
3.4. Анализ результатов использовнияя ГИС технологий припрогнозировании ЧС в Алтайском крае Сам. работа 8 10 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Прогнозирование ЧС
4.1. Прогнозирование природных ЧС гидрологического характера Практические 8 4 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.2. Прогнозирование природных ЧС метеорологического характера Практические 8 4 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.3. Прогнозирование ЧС экологического характера Практические 8 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.4. Прогнозировние биологических ЧС Практические 8 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.5. Прогнозирования пожаров техногенного характера Практические 8 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.6. Прогнозирование последвий аварий на ОПО (утечка хлора) Практические 8 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.7. Прогнозирование последствий аварии на АЭС Практические 8 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.8. Прогнозирование социальных ЧС Практические 8 2 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3
4.9. Оценка эффективности мероприятий по прогнозированию ЧС в Алтайском крае с 2010 по 2018г. Сам. работа 8 10 ОК-14, ПК-14, ПК-15, ПК-16 Л1.1, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
представлен в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
нет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т.А. Хван, П.А. Хван. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2014 /biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271593
Л1.2 В. И. Каракеян, И. М. Никулина Безопасность жизнедеятельности: Учебник и практикум Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/2FADFE17-E750-4E6F-8ACB-CC3863FAB4C4
Л1.3 С. В. Федосов, А. М. Ибрагимов, Р. А. Соловьёв, Н. В. Мурзин, Д. В. Тараканов, С. С. Лапшин Математическая модель пожара в системе помещений.: Безопасность строительных систем. Экологические проблемы в строительстве. Геоэкология, №4, 2016 vestnikmgsu.ru
Л1.4 Федеральный закон № 123 – ФЗ от 22.07.08. ехнический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (последняя редакция): , www.consultant.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ветошкин, А.Г. Нормативное и техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности: учебно-практическое пособие: в 2 ч. : Вологда: Инфра-Инженерия, 2017 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=466497
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


Единый образовательный портал АлтГУ
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7165

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении.