МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философские основы науки и современного журнализма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_ЖТиММР-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Мансков С.А.

Рабочая программа дисциплины
Философские основы науки и современного журнализма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются: ознакомить магистрантов с философскими основами науки и журналистики, соотнести наиболее значимые философские и общенаучные парадигмы с развитием журналистики как научной дисциплины; дать представление об онтологических, гносеологических, социономных (праксиологических), аксиологических, синергетических аспектах журналистики как социоинформационной системы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен анализировать основные тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах
ПК-1 Способен проводить научное исследование в сфере журналистики и медиа на основе самостоятельно разработанной или адаптированной методологии и методики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления и школы научных исследований в сфере журналистики и медиа, принцип беспристрастности и соблюдения баланса интересов в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять причинно-следственные связи в проблемах взаимодействия общественных и государственных институтов, определять поле исследования, разрабатывать или адаптировать методологию, собирать и анализировать информацию, применяя избранную методику, и формулировать полученные результаты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа основных тенденций развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах, навыками формирования научного текста в соответствии с академическими правилами и форматами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. «Философия науки, её место в истории философии и науки»
1.1. Философия науки, её место в истории философии и науки Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Научная картина мира, её становление Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Место журналистики в социогуманитарном познании Сам. работа 1 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Социально-философский феномен журнализма
2.1. Социально-философский феномен журнализма Практические 1 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Журнализм и журналистика в системе научного знания Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Журнализм и журналистика в системе научного знания Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Информационная и коммуникационная сущность современного журнализма Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Информационная и коммуникационная сущность современного журнализма Сам. работа 1 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.6. Media turn» – медиальный поворот и социальная реальность новых медиа Сам. работа 1 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности
3.1. Онтология журналистики Сам. работа 1 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Журналистская картина мира как тип социокультурной реальности Сам. работа 1 3 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. Гносеология журналистики Сам. работа 1 5 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Основные парадигмы журналистской деятельности: социокультурная парадигма современного журнализма
4.1. Социокультурная парадигма современного журнализма Практические 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.2. Персонологический поворот» в медиакоммуникации как фактор трансформации «классической» парадигмы журналистики Сам. работа 1 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.3. Роль масс-медиа как антропологического института общества Сам. работа 1 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.4. Основные парадигмы журналистской деятельности: социокультурная парадигма современного журнализма Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Журнализм и журналистика в свете постнеклассической философии
5.1. От «Галактики Гутенберга – к Галактике Интернет Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.2. Постмодернизм и сетевое общество: новая структура коммуникативного опыта Сам. работа 1 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.3. Журнализм как синергетический феномен Сам. работа 1 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.4. Журнализм и журналистика в свете постнеклассической философии Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
5.5. Реферат, ответ на вопросы теста Сам. работа 1 15 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мансурова В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации: монография Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2002 elibrary.asu.ru
Л1.2 под ред. С. А. Лебедева Философия науки. Общий курс : учеб. пособие для вузов Академ. Проект, 2010
Л1.3 Ушаков, Евгений Владимирович Введение в философию и методологию науки : учеб. для вузов КноРус, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. В. Черданцева Методологические проблемы социально-гуманитарного познания : монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Рузавин, Г.И. Философия науки: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114561
Л2.3 Мандель, Б.Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233061
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э2 Электронное научное издание «Медиаскоп» www.mediascope.ru
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Реферат - продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.