МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физико-химический анализ жидкофазных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильАналитическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_АХ-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 147
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 147 147 147 147
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Физико-химический анализ жидкофазных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., доцент Темерев С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.х.н., доцент Темерев С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение студентами основ физико-химического анализа как метода исследования.
Построение диаграмм состояния различных систем. Изучение методов изображения состава и диаграмм однокомпонентных и многокомпонентных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-2 владением теорией и навыками практической работы в избранной области химии
ПК-3 готовностью использовать современную аппаратуру при проведении научных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологию, количественные характеристики метода; правила техники безопасности при работе с органическими растворителями и экстракционными реагентами.
3.2.Уметь:
3.2.1.логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, планировать стратегию их решения; использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.принципами работы на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований; практические навыки аналитических процедур исследования природных и технических объектов на содержание неорганических и органических веществ, правильно и достоверно оценивать результаты анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Общие сведения. Предмет, метод, основные понятия физико-химического анализа.
1.1. Общие сведения. Физико-химический анализ как метод исследования. Свойства, изучаемые в физико-химическом анализе. Понятие о геометрическом анализе химических диаграмм. Принципы непрерывности и соответствия. Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие о термодинамическом равновесии. Свободная энергия, термодинамический и химический потенциалы, применение их в учении о равновесии. Закон действующих масс. Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие о термодинамическом равновесии. Свободная энергия, термодинамический и химический потенциалы, применение их в учении о равновесии. Закон действующих масс. Сам. работа 3 20 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Физико-химический анализ как метод исследования. Понятие о термодинамическом равновесии. Закон действующих масс. Применение правила фаз к однокомпонентным системам. Диаграммы состояния однокомпонентных систем. Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Физико-химический анализ как метод исследования. Понятие о термодинамическом равновесии. Закон действующих масс. Применение правила фаз к однокомпонентным системам. Диаграммы состояния однокомпонентных систем. Сам. работа 3 20 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Однокомпонентные системы.
2.1. Однокомпонентные системы. Применение правила фаз к однокомпонентным системам. Диаграммы состояния однокомпонентных систем. Кривые испарения, возгонки и плавления. Поля диаграммы состояния. Изотермические и изобарические процессы. Полиморфизм. Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Однокомпонентные системы. Применение правила фаз к однокомпонентным системам. Диаграммы состояния однокомпонентных систем. Кривые испарения, возгонки и плавления. Поля диаграммы состояния. Изотермические и изобарические процессы. Полиморфизм. Сам. работа 3 20 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Двухкомпонентные системы.
3.1. Двухкомпонентные системы. Применение правила фаз к двойным системам. Жидкие системы. Идеальные, неидеальные и нормальные системы. Системы с неограниченной взаимной растворимостью компонентов в жидком состоянии без образования химических соединений и твёрдых растворов. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Двухкомпонентные системы. Применение правила фаз к двойным системам. Жидкие системы. Идеальные, неидеальные и нормальные системы. Системы с неограниченной взаимной растворимостью компонентов в жидком состоянии без образования химических соединений и твёрдых растворов. Сам. работа 3 20 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Системы с неограниченной взаимной растворимостью компонентов, как в жидком, так и в твёрдом состояниях. Кривые охлаждения и построение по ним диаграммы состояния. Примеры систем с твёрдыми растворами типов I, II и III.Системы с неограниченной взаимной растворимостью компонентов в жидком состоянии и с ограниченной растворимостью в твёрдом состоянии. Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.4. Системы с неограниченной взаимной растворимостью компонентов в жидком состоянии с кристаллизацией химических соединений и твёрдых растворов. Число и взаимное расположение кривых ликвидуса в случае кристаллизации химических соединений. Системы с ограниченной взаимной растворимостью компонентов в жидком состоянии. Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.5. Системы с превращениями в твёрдом состоянии. Классификация превращений в твёрдом состоянии. Диаграммы растворимости. Принципы непрерывности и соответствия. Лекции 3 1 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.6. Двухкомпонентные системы. Применение правила фаз к двойным системам. Жидкие системы. Идеальные, неидеальные и нормальные системы. Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.7. Системы с неограниченной взаимной растворимостью компонентов в жидком состоянии без образования химических соединений и твёрдых растворов. Классификация двойных систем с жидкими и твёрдыми фазами. Построение концентрационно-температурной диаграммы по кривым охлаждения. Системы с простой эвтектикой и их практическое значение. Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.8. Системы с неограниченной взаимной растворимостью компонентов, как в жидком, так и в твёрдом состояниях. Кривые охлаждения и построение по ним диаграммы состояния. Примеры систем с твёрдыми растворами типов I, II и III. Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.9. Системы с неограниченной взаимной растворимостью компонентов в жидком состоянии и с ограниченной растворимостью в твёрдом состоянии. Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.10. Системы с превращениями в твёрдом состоянии. Классификация превращений в твёрдом состоянии. Диаграммы растворимости. Принципы непрерывности и соответствия. Практические 3 4 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.11. Двухкомпонентные системы. Применение правила фаз к двойным системам. Жидкие системы. Идеальные, неидеальные и нормальные системы. Системы с неограниченной взаимной растворимостью компонентов в жидком состоянии без образования химических соединений и твёрдых растворов. Классификация двойных систем с жидкими и твёрдыми фазами. Построение концентрационно-температурной диаграммы по кривым охлаждения. Системы с простой эвтектикой и их практическое значение. Двухкомпонентные системы. Применение правила фаз к двойным системам. Жидкие системы. Идеальные, неидеальные и нормальные системы. Системы с неограниченной взаимной растворимостью компонентов в жидком состоянии без образования химических соединений и твёрдых растворов. Классификация двойных систем с жидкими и твёрдыми фазами. Построение концентрационно-температурной диаграммы по кривым охлаждения. Системы с простой эвтектикой и их практическое значение. Сам. работа 3 22 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.12. Системы с неограниченной взаимной растворимостью компонентов, как в жидком, так и в твёрдом состояниях. Кривые охлаждения и построение по ним диаграммы состояния. Примеры систем с твёрдыми растворами типов I, II и III. Системы с неограниченной взаимной растворимостью компонентов в жидком состоянии и с ограниченной растворимостью в твёрдом состоянии. Системы с превращениями в твёрдом состоянии. Классификация превращений в твёрдом состоянии. Диаграммы растворимости. Принципы непрерывности и соответствия. Сам. работа 3 22 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Тройные и многокомпонентные системы.
4.1. Тройные и многокомпонентные системы. Методы изображения состава тройных систем. Метод построения диаграммы состав-свойство тройной системы. Применение правила фаз к тройным системам. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
4.2. Диаграммы растворимости тройных систем. Методы определения нод (аналитический, полуаналитический, физический, политермический и метод сечений). Способы определения состава твёрдой фазы. Применение правила фаз к четверным системам. Лекции 3 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
4.3. Диаграммы растворимости тройных систем. Методы определения нод (аналитический, полуаналитический, физический, политермический и метод сечений). Способы определения состава твёрдой фазы. Применение правила фаз к четверным системам. Практические 3 6 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
4.4. Диаграммы растворимости тройных систем. Методы определения нод (аналитический, полуаналитический, физический, политермический и метод сечений). Способы определения состава твёрдой фазы. Применение правила фаз к четверным системам. Сам. работа 3 23 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачёту по дисциплине «Физико-химический анализ жидкофазных систем» представлены в фонде оценочных средств.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в прилоржении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина. Аналитическая химия в 3-х томах. Т.1 Методы идентификации и определения веществ. -575с. Т.2 Методы разделения веществ и гибридные методы анализа. -300 с. Т.3 Химический анализ. -365 с.: учебник для студентов высших учебных заведений/И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина.- М.: Издательский центр «Академия».- 2008: учебник для студентов высших учебных заведений М.: Издательский центр «Академия»., 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. П. Васильев, Р. П. Морозова, Л. А. Кочергина; под ред. В. П. Васильева. Аналитическая химия : лабораторный практикум / В. П. Васильев, Р. П. Морозова, Л. А. Кочергина; под ред. В. П. Васильева. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М. : Дрофа, 2004. - 416 с.: лабораторный практикум М. : Дрофа,, 2004.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
Э2 http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
Э3 http://www.gpntb.ru ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
Э4 http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
Э5 http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
Э6 http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
Э7 http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
Э8 http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
Э9 http://www.kge.msu.ru Библиотеки химической литературы
Э10 http://www.lib.asu.ru Электронная библиотека зарубежных изданий
Э11 http://www.chem.asu.ru Электронная библиотека/неорганич. химия
Э12 http://www.chem.port.ru/
Э13 http://www.ars.org/portalchemistry/
Э14 http://www.pstlib.nsc.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

размещены в приложении