МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка и управление рисками

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильУправление проектами в ГМУ
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_04_УП вГМУ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Самсонов Руслан Александрович

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Оценка и управление рисками

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2014г. №1518)

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № №11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент О.Ю. Рудакова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № №11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент О.Ю. Рудакова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечение студентов теоретическими и практическими знаниями в области разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска; получение знаний о качественных и количественных свойствах разработки и принятия управленческих решений с учетом риска;знакомство с концепцией «приемлемого » уровня риска; овладение навыками эмпирического исследования риска, определения его показателей;
рассмотрение системы управления рисками организации в целостности и единстве ее компонентов, овладение навыками использования методов управления рисками;овладение методологией и методикой построения, анализа и использования экономико - математических моделей измерения степени риска.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 владением организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях
ПК-14 способностью систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления
ПК-15 способностью выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Определение риска и его разновидности. Понимать объективную и субъективную природу риска. Перечислять структурные характеристики риска. Назвать характеристики ситуации неопределенности. Знать правовые и этические нормы, необходимые для установления стандартов управления рисками.
Осознавать важность учета риска в ключевых процессах принятия управленческих решений. Знать основы оценки риска и управления рисками. Знать международные стандарты управления рисками;
основные принципы оценки риска, методы управления рисками, способы измерения риска. Знать структуру программы управления рисками, последовательность применения процедур управления рисками. Знать задачи и функциональные обязанности менеджера по управлению рисками;
теоретические положения концепции риска в современном менеджменте. Знать особенности производства и распределения рисков. Осознавать латентный характер рисков. Знать основные положения концепция риска в социально-управленческом анализе. Описывать формальную модель анализа риска, компоненты процесса генерации риска.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать международные стандарты риск-менеджмента для оценки своей профессиональной деятельности;
применять на практике принципы и методы оценки риска, разрабатывать программу управления рисками;
использовать способы измерения риска, разрабатывать эмпирические показатели и индикаторы риска, уметь разрабатывать методический инструментарий для оценки риска.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками оценки ситуации неопределенности, определения природы риска, разработки и принятия управленческие решения с учетом структурных характеристик риска;
разрабатывать план превентивных мероприятий, использовать результаты оценки степени риска для подготовки управленческих решений; навыками идентификации рисков, постановки и решения управленческих задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концептуальные основы управления рисками
1.1. Концептуальные основы управления рисками Лекции 2 2 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Концептуальные основы управления рисками Практические 2 4 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Концептуальные основы управления рисками Сам. работа 2 10 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений
2.1. Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений Лекции 2 2 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Условия неопределенности и риска при разработке решений Практические 2 4 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений Сам. работа 2 12 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Система управления риском в организации
3.1. Система управления риском в организации Лекции 2 2 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Система управления риском в организации Практические 2 4 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Система управления риском в организации Сам. работа 2 14 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Классификации рисков и их особенности Практические 2 4 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
3.5. Классификации рисков и их особенности Сам. работа 2 7 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Методы управления рисками
4.1. Методы управления рисками Лекции 2 2 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Методы управления рисками Практические 2 4 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Методы управления рисками Сам. работа 2 4 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Методы оценки и снижения степени риска
5.1. Методы оценки и снижения степени риска Практические 2 2 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1
5.2. Методы оценки и снижения степени риска Сам. работа 2 4 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Экзамен 2 27 ПК-14, ПК-2, ПК-15 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пфейфер, Любовь Николаевна Управление рисками на предприятии : учеб. пособие АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014, http://elibrary.asu.ru/handle/asu/241
Л1.2 Е.А. Пасько Страхование и управление рисками : Практикум Ставрополь : СКФУ, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=467347 (27.11.2017).
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воронцовский, А. В. Управление рисками : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E098C311-CAA9-4FD5-AC72-5F801419DD64.
Л2.2 Кагиров Б.Н. Философские проблемы риска: учеб. пособие: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459134
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.