Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.04. Государственное и муниципальное управление |
Профиль | Управление проектами в ГМУ |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_04_04_УП вГМУ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 51 | 51 | 51 | 51 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 24.05.2019 г. № №11
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент О.Ю. Рудакова
1.1. | Обеспечение студентов теоретическими и практическими знаниями в области разработки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска; получение знаний о качественных и количественных свойствах разработки и принятия управленческих решений с учетом риска;знакомство с концепцией «приемлемого » уровня риска; овладение навыками эмпирического исследования риска, определения его показателей; рассмотрение системы управления рисками организации в целостности и единстве ее компонентов, овладение навыками использования методов управления рисками;овладение методологией и методикой построения, анализа и использования экономико - математических моделей измерения степени риска. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-2 | владением организационными способностями, умением находить и принимать организационные управленческие решения, в том числе и в кризисных ситуациях |
ПК-14 | способностью систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления |
ПК-15 | способностью выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Определение риска и его разновидности. Понимать объективную и субъективную природу риска. Перечислять структурные характеристики риска. Назвать характеристики ситуации неопределенности. Знать правовые и этические нормы, необходимые для установления стандартов управления рисками. Осознавать важность учета риска в ключевых процессах принятия управленческих решений. Знать основы оценки риска и управления рисками. Знать международные стандарты управления рисками; основные принципы оценки риска, методы управления рисками, способы измерения риска. Знать структуру программы управления рисками, последовательность применения процедур управления рисками. Знать задачи и функциональные обязанности менеджера по управлению рисками; теоретические положения концепции риска в современном менеджменте. Знать особенности производства и распределения рисков. Осознавать латентный характер рисков. Знать основные положения концепция риска в социально-управленческом анализе. Описывать формальную модель анализа риска, компоненты процесса генерации риска. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать международные стандарты риск-менеджмента для оценки своей профессиональной деятельности; применять на практике принципы и методы оценки риска, разрабатывать программу управления рисками; использовать способы измерения риска, разрабатывать эмпирические показатели и индикаторы риска, уметь разрабатывать методический инструментарий для оценки риска. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками оценки ситуации неопределенности, определения природы риска, разработки и принятия управленческие решения с учетом структурных характеристик риска; разрабатывать план превентивных мероприятий, использовать результаты оценки степени риска для подготовки управленческих решений; навыками идентификации рисков, постановки и решения управленческих задач. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Концептуальные основы управления рисками | ||||||
1.1. | Концептуальные основы управления рисками | Лекции | 2 | 2 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Концептуальные основы управления рисками | Практические | 2 | 4 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Концептуальные основы управления рисками | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений | ||||||
2.1. | Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений | Лекции | 2 | 2 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Условия неопределенности и риска при разработке решений | Практические | 2 | 4 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Условия неопределенности и риска при разработке управленческих решений | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Система управления риском в организации | ||||||
3.1. | Система управления риском в организации | Лекции | 2 | 2 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Система управления риском в организации | Практические | 2 | 4 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Система управления риском в организации | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Классификации рисков и их особенности | Практические | 2 | 4 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Классификации рисков и их особенности | Сам. работа | 2 | 7 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Методы управления рисками | ||||||
4.1. | Методы управления рисками | Лекции | 2 | 2 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Методы управления рисками | Практические | 2 | 4 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Методы управления рисками | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Методы оценки и снижения степени риска | ||||||
5.1. | Методы оценки и снижения степени риска | Практические | 2 | 2 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Методы оценки и снижения степени риска | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Экзамен | 2 | 27 | ПК-14, ПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пфейфер, Любовь Николаевна | Управление рисками на предприятии : учеб. пособие | АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014, | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/241 |
Л1.2 | Е.А. Пасько | Страхование и управление рисками : Практикум | Ставрополь : СКФУ, 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=467347 (27.11.2017). |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Воронцовский, А. В. | Управление рисками : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/E098C311-CAA9-4FD5-AC72-5F801419DD64. |
Л2.2 | Кагиров Б.Н. | Философские проблемы риска: учеб. пособие: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459134 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» | |||
Э2 | http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека | |||
Э3 | http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет | |||
Э4 | http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ | |||
Э5 | http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер | |||
Э6 | http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН | |||
Э7 | http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |