МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные методы разделения и концентрирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильРазработка биофармацевтических препаратов на основе рекомбинантных технологий
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.х.н., профессор, Темерев Сергей Васильевич

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Современные методы разделения и концентрирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от г. №
Срок действия программы: - уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.реализация высокого профессионализма специалистов в области аналитической химии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения
ОПК-2 Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук
ПК-1 Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о методах аналитической химии и тенденциях их развития;
- основные законы химии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания на практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практической реализации методов разделения и концентрирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы выделения, разделения и концентрирования.
1.1. Основные методы разделения и концентрирования, их роль в химическом анализе, выбор и оценка. Лекции 3 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Основные методы разделения и концентрирования, их роль в химическом анализе, выбор и оценка. Сам. работа 3 8
1.3. Методы экстракции. Лекции 3 4
1.4. Методы экстракции. Практические 3 2
1.5. Методы экстракции. Сам. работа 3 8
1.6. Методы осаждения и соосаждения. Лекции 3 4
1.7. Методы осаждения и соосаждения. Практические 3 2
1.8. Методы осаждения и соосаждения. Сам. работа 3 8
1.9. Электрохимические методы. Отгонка (дистилляция, возгонка). Зонная плавка. Практические 3 2
1.10. Электрохимические методы. Отгонка (дистилляция, возгонка). Зонная плавка. Сам. работа 3 5
1.11. Сходство и различие разделения и концентрирования. Достоинства и недостатки. Разделение и концентрирование как процесс и как метод. Классификационные признаки методов разделения. Существующие классификации. Практические 3 4
1.12. Сходство и различие разделения и концентрирования. Достоинства и недостатки. Разделение и концентрирование как процесс и как метод. Классификационные признаки методов разделения. Существующие классификации. Сам. работа 3 5
1.13. Теоретические основы методов. Инструментальная база. Примеры практического применения. Лекции 3 6
1.14. Техника безопасности. Ознакомление с процессом экстракции. Практические 3 4
1.15. Определение реагентов методом двухфазного алкалиметрического титрования. Практические 3 6
1.16. Определение форм реагентов в экстракте методом сдвига при изменении кислотности в водной фазе. Практические 3 6
1.17. Определение состава извлекающихся соединений. Практические 3 6
Раздел 2. Хроматографические методы анализа.
2.1. Основные понятия и определения. Классификация методов. Лекции 3 2
2.2. Газовая хроматография. Газо-адсорбционная (газо-твердофазная) и газо-жидкостная хроматография. Лекции 3 2
2.3. Жидкостная хроматография. Лекции 3 2
2.4. Ионообменная хроматография. Лекции 3 2
2.5. Эксклюзионная хроматография.Плоскостная хроматография. Лекции 3 2
2.6. Основные понятия и методы хроматографии. Практические 3 4
2.7. Применение хроматографических методов при проведении анализа объектов окружающей среды. Сам. работа 3 5
Раздел 3. Теория и практика пробоотбора и пробоподготовки.
3.1. Теория и практика пробоотбора и пробоподготовки. Характеристика объектов. Лекции 3 2
3.2. Особенности пробоотбора и пробоподготовки основных объектов анализа. Практические 3 6
3.3. Особенности пробоотбора и пробоподготовки при выполнении анализа объектов окружающей среды. Сам. работа 3 6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Самостоятельная работа: Методы выделения, разделения и концентрирования.
Самостоятельная работа: Теория и практика пробоотбора и пробоподготовки.
Контрольная работа: методы разделения и концентрирования при выполнении анализа реальных объектов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.А. Лейтес, Л.С. Егорова Л.В. Щербакова Качественный анализ: метод. указания Барнаул : Изд-во АлтГУ, - 2003
Л1.2 под ред. Ю. А. Золотова Основы аналитической химии : учеб. для вузов: в 2 т. М. : Академия. , 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г.К. Будников, В.Н. Майстренко, М.Р. Вяселев Основы современного электрохимического анализа : М. : Мир, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
Э2 http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
Э3 http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
Э4 http://www.gpntb.ru ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
Э5 http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
Э6 http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
Э7 http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
Э8 http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
Э9 http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
Э10 http://www.kge.msu.ru Библиотеки химической литературы
Э11 http://www.chem.port.ru/
Э12 http://www.ars.org/portalchemistry/
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении.