МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химические методы анализа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки04.03.01. Химия
ПрофильАналитическая химия; Органическая и биоорганическая химия; Физическая химия и нанотехнологии функциональных материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_03_01_Химия-1-2019
Часов по учебному плану 94
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 13
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 13 13 13 13
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 94 94 94 94

Программу составил(и):
доктор хим. наук, профессор, Смагин В.П.

Рецензент(ы):
кандидат хим. наук, доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Химические методы анализа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.03.01 Химия (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017г. №671)

составлена на основании учебного плана:
04.03.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать общее представление об аналитической химии как о дисциплине, занимающейся накоплением и систематизацией знаний об определении химического состава и строения веществ и материалов, создающей средства анализа и обеспечивающей его практическое осуществление, о роли аналитической химии в обеспечении безопасности окружающей среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием
ПК-1 Способен проводить анализ качества сырья и материалов, поступающих в биотехнологическую организацию
ПК-2 Способен разрабатывать предложения по повышению качества получаемых биопрепаратов для растениеводства посредством замены исходного сырья
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об аналитической химии как о дисциплине, занимающейся накоплением и систематизацией знаний об определении химического состава и строения веществ и материалов, создающей средства анализа и обеспечивающей его практическое осуществление
3.2.Уметь:
3.2.1.перименять теоретические основы и метрологические характеристики базовых методов химического анализа веществ и материалов;выбирать оптимальный метод химического анализа при решении конкретной задачи, обрабатывать, представлять и интерпретировать полученные результаты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения химическими методами анализа объектов, методами обработки и представления результатов анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы аналитической химии. Химические методы анализа.
1.1. Предмет и основные понятия аналитической химии Лекции 7 2 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Значащие цифры. Результат анализа. Погрешности химического анализа. Практические 7 6 Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Методы аналитической химии. Статистическая обработка результатов анализа. Качественный анализ. Сам. работа 7 2 Л2.1
1.4. Химические реакций в аналитической химии. Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1
1.5. Кислотные и основные свойства растворителей. Константа автопротолиза. Влияние природы раствори¬теля на силу кислоты и основания. Сам. работа 7 5 Л1.2, Л2.1
1.6. Химическая лаборатория. Правила работы и техника безопасности. Мерная посуда: правила работы и градуировка мерной посуды. Лабораторные 7 4 Л3.1, Л2.1
1.7. Протолитические реакции в титриметрическом анализе. Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1
1.8. Растворы. Способы выражения концентрации растворов. Расчетные задачи. Практические 7 4 Л3.1, Л2.1
1.9. Протолитическое титрование Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1
1.10. Кислотно-основное титрование: определение содержания серной кислоты в растворе. Лабораторные 7 6 Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Расчет рН сильных и слабых кислот и оснований. рН буферных растворов. Расчетные задачи. Практические 7 4 Л1.2, Л2.1
1.12. Общее представление о комплексных соединениях.Аналитические свойства комплексных соединений.Комплексонометрия. Лекции 7 2 Л2.1
1.13. Комплексонометрическое титрование: определение общей жесткости воды. Лабораторные 7 4 Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Реакции окисления-восстановления в аналитической химии. Методы окислительно-восстановительного титрования Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1
1.15. Основные окислители и восстано¬вители, применяемые в химическом анализе. Сам. работа 7 6 Л1.2, Л2.1
1.16. Редоксиметрическое титрование. Определение концентрации пероксида водорода. Лабораторные 7 4 Л2.1
1.17. Основы гравиметрического анализа. Лекции 7 2 Л3.1, Л2.1
1.18. Растворимость. Произведение растворимости. Расчеты в гравиметрическом анализе. Практические 7 4 Л2.1
Раздел 2. Инструментальные методы анализа.
2.1. Оптические методы анализа. Лекции 7 2 Л2.1
2.2. Электрохимические методы анализа. Лекции 7 2 Л1.2, Л2.1
2.3. Экзамен 7 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Содержатся в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Прикреплен к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Л. Н. Москвина Аналитическая химия : учеб для вузов : в 3 т. М. : Академия, 2010
Л1.2 Э. А. Александрова, Н. Г. Гайдукова. А. Аналитическая химия в 2 книгах. Книга 1. Химические методы анализа : учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/E9540AD6-D847-49AC-A583-35AC63AFA76D.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Г. Никитина, А. Г. Борисов, Т. И. Хаханина. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Л. С. Егорова Курс лекций по аналитической химии : учеб. пособие АлтГУ. - Барнаул , 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Е.А. Лейтес, В.П. Смагин, Л.В. Щербакова, Л.С. Егорова, В.К. Чеботарев Практикум по аналитической химии. : Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Набор стандартных программ для обработки результатов количественного анализа.
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
510К лаборатория аналитической химии; лаборатория химико-аналитическая - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; сушильный шкаф, муфельная печь, дистиллятор, раковина, шкафы для хранения реактивов – 3 шт.; оборудование, инструменты и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы, вытяжной зонт, микроскоп, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы, баня песочная, баня водяная, штативы для качественного анализа, центрифуга, пробки (стеклянные, резиновые, корковые), металлическое оборудование, набор химической посуды, набор химических реактивов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержатся в ФОС.