МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогические технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. филос. н., доцент, М. В. Давыденко

Рецензент(ы):
док. иск., декан, Л. И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Педагогические технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебной дисциплины: подготовка выпускника способного создать условия для реализации педагогических технологий, а также осуществление инновационной преподавательской деятельности в сфере профессионального обучения.
Задачи:
- усвоение базовых знаний за счет универсального их использования в учебно-воспитательных ситуациях;
- самостоятельное приобретение знаний из разных источников информации;
- приобретение коммуникативных, исследовательских умений в групповой работе;
- научиться логике деятельности;
- на конкретном практическом материале курса выявление проблем системного мышления;
- использовать опыт обучаемого в педагогическом проектировании;
- умение разрабатывать и выполнять учебные проекты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 владением системой эвристических методов и приемов
ПК-1 способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена
ПК-5 способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации
ПК-6 готовностью к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности
ПК-14 готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление об алгоритмах педагогического воздействия и взаимодействия нескольких психолого-педагогических технологий; проектировании педагогической среды; педагогического процесса и педагогических ситуаций
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать:
- модели обучения;
- современные педагогические технологии, их назначение и особенности;
- виды учебных проектов;
- отечественные и зарубежные технологии проектного обучения;
-систему действий педагога и учащихся при разработке проектов;
- задачный подход как технологическую основу целостного педагогического процесса
Уметь:
- пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- обосновывать решение о выборе методов работы;
- ставить проблемы в научно-исследовательской деятельности;
- моделировать производственные ситуации с максимальным приближением к реальным условиям будущей профессиональной деятельности;
- высказывать аргументированную точку зрения и приводить доказательства в технологиях проектного обучения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть:
- целеполаганием индивидуальных и групповых проектов;
- научно-вспомогательной деятельностью в составе группы;
- привлечением инновационных методов;
- аналитическим представлением результатов исследовательской работы;
- навыками организации коммуникативно-диалоговой деятельности;
- составлением рефератов и библиографических списков;
- оформлением проектной документации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические характеристики современных педагогических технологий
1.1. Проблема педагогических технологий в исторической ретроспективе Лекции 6 2 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Современные педагогические технологии Практические 6 2 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1
1.3. Составление доклада "Аннотирование обязательной и дополнительной литературы" Сам. работа 6 18 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Назначение и особенности педагогических технологий. Модели обучения Лекции 6 2 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Разработка проекта использования одной из изученных технологий (например: дизайн - бюро расписаний) Практические 6 2 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Составление реферата "Развитие и творческих умений" Сам. работа 6 18 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Сущность и особенности основных педагогических технологий
2.1. Характеристика основных педагогических технологий Лекции 6 2 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Средства технического обеспечения традиционной формы обучения Практические 6 2 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Работа с лекционным материалом Сам. работа 6 4 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Педагогические технологии авторских школ Лекции 6 2 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Моделирование дизайн - образования Практические 6 2 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Работа с лекционным материалом Сам. работа 6 4 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Задачный подход как технологическая основа целостного педагогического процесса
3.1. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Виды педагогических задач. Технология решения педагогических задач Лекции 6 2 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Разработать план проведения учебной дисскуссии по какой - либо социально - педагогической ситуации Практические 6 2 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Составление конспекта "Формы организации коллективной деятельности" Сам. работа 6 2 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.2
3.4. Проектирование педагогических систем Лекции 6 2 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Разработать опорную схему - конспект по любой теме какого - либо курса Практические 6 4 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Составление конспекта "Отличительные особенности современных информационных технологий" Сам. работа 6 2 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.2
3.7. Проектирование педагогического процесса Лекции 6 2 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.2
3.8. Проектирование педагогических ситуаций Практические 6 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.9. Составление конспекта "Проблемное обучение" Сам. работа 6 12 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.2
3.10. Проектирование педагогических ситуаций Лекции 6 4 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.11. Работа с лекционным материалом Сам. работа 6 12 ОПК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-14 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сластенин В.А. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии: Издательство Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щуркова Н.Е.- Педагогические технологии: Издательство Юрайт, , 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Виды педагогических технологий si-sv.com
Э2 Определения педагогической технологии bank.orenipk.ru
Э3 Информационно-методический центр образования www.imc-new.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.