МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория экономических игр

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., проф., Дубина И.Н.

Рецензент(ы):
д.т.н., проф., Оскорбин Н.М.

Рабочая программа дисциплины
Теория экономических игр

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор О.П. Мамченко


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор О.П. Мамченко


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
1) дать представление об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов;
2) рассмотреть способы нахождения оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр; научить студентов навыкам построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов; познакомить с алгоритмами решения игровых моделей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23 способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
ПК-24 способностью готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов;
об основных концепциях решений игр: равновесие в доминантных стратегиях, равновесие Нэша, равновесие Штакельберга, эволюционно-стабильное равновесие, совершенное равновесие в подыграх, Парето-оптимум, ядро.
3.2.Уметь:
3.2.1.находить решения для таких классов игр, как статические и динамические игры с полной информацией, иерархические игры, кооперативные игры;
определять оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр;
применять алгоритмы решения игровых моделей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов;
нахождения графически и аналитически множества игровых решений разных типов и оптимальные стратегии участников и интерпретировать их экономически для выработки практических рекомендаций поведения в условиях неопределенности, конфликта и взаимодействия;
алгоритмизации и программной реализации методов теоретико-игрового нахождения оптимальных решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базовые понятия теории игр и возможности ее применения в решении социально-экономических задач
1.1. Игровые ситуации. Принципы и особенности применения теории игр Лекции 2 2 ПК-23 Л1.2, Л1.1
1.2. Базовая терминология. Классификация игр Лекции 2 2 ПК-23 Л1.2, Л1.1
1.3. Формализация игры в стратегической и развернутой формах Лекции 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
1.4. Прототипные игры: «дилемма узников», «семейный спор», «встреча в Нью-Йорке» и др. Лекции 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
1.5. Проблема оптимальности решения. Подходы к нахождению оптимального решения игры. Лабораторные 2 1 ПК-23 Л1.2, Л1.1
1.6. Построение игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и их представление в нормальной и развернутой форме. Лабораторные 2 1 ПК-23, ПК-24 Л1.2, Л1.1
1.7. Построение игровых моделей на основании различных принципов классификации игр Обсуждение возможностей применения теории игр. Лабораторные 2 1 ПК-23, ПК-24 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Игры с нулевой суммой. Матричные игры
2.1. Критерии оптимальности и принципы решения матричных игр в чистых стратегиях. Смешанное расширение матричных игр. Лекции 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
2.2. Равновесие Нэша-фон Неймана. Иллюстрация подхода к решению в простейшем случае (2х2-игра). Лабораторные 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
2.3. Возможности графического решения игр mx2, 2xn. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования. Лабораторные 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
2.4. Аппроксимационные методы решения матричных игр. Метод Брауна-Робинсон. Лабораторные 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
2.5. Матричные игры: решения в чистых и смешанных стратегиях. Нахождение седловых точек. Построение и решение модельных задач в смешанных стратегиях. Графическое и аналитическое решение задач для случая (2х2). Построение и решение модельных задач для случаев (mх2), (2xn). Лабораторные 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
2.6. Алгоритм сведения матричной игры к задаче линейного программирования. Постановка и решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Лабораторные 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
2.7. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Лабораторные 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Биматричные игры.
3.1. Приемлемые ситуации и ситуации равновесия. Свойства оптимальных решений. Лекции 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
3.2. Построение игровых неантагонистических моделей. Графическое решение. Возможности и ограничения cведения биматричных игр к матричным. Решение задач. Лабораторные 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Статические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией
4.1. Функции наилучшего отклика. Равновесие Нэша в статических играх с непрерывными стратегиями Лабораторные 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
4.2. Модели рынка в условиях монополии и олигополии. Модели рыночной конкуренции и конкурентного равновесия. Олигополия Курно. Олигополия Бертрана. Лабораторные 2 1 ПК-23 Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Динамические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией
5.1. Принцип обратной индукции. Подигры и совершенное равновесие в подиграх. Игра Штакельберга Лабораторные 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
5.2. Принцип обратной индукции в решении динамических игр. Решение задач. Лабораторные 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
5.3. Повторяющиеся игры. Решение задач. Лабораторные 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
5.4. Статические и динамические игры с полной информацией и непрерывными стратегиями. Решение задач с помощью специализированных математических программ. Лабораторные 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Кооперативные игры и их экономическая интерпретация
6.1. Коалиция. Дележи. Понятие равновесия в кооперативной игре. Ядро. Лабораторные 2 1 ПК-23 Л1.2, Л1.1
6.2. Вектор Шепли. Лабораторные 2 1 ПК-23 Л1.2, Л1.1
6.3. Экономические приложения теории кооперативных игр. Решение задач. Лабораторные 2 0 ПК-23, ПК-24 Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Статистические игры.
7.1. Подходы к решению "игр с природой" Лабораторные 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
7.2. Решение статистических игр Лабораторные 2 0 ПК-23 Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Теория игр и теория полезностей: включение в теоретико-игровые методы отношения игроков к риску
8.1. Зачет 2 4 ПК-23, ПК-24 Л1.2, Л1.1
8.2. Самостоятельная подготовка по темам курса Сам. работа 2 94 ПК-23, ПК-24 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания представлены в авторском учебном пособии по курсу (Дубина И.Н. Основы теории экономических игр. Москва: Кнорус, 2014),
а также в ЭУМК на Едином образовательном портале АлтГУ (portal.edu.asu.ru)

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тесты, контрольные вопросы и задания представлены
1) в разделе по курсу на Едином образовательном портале АлтГУ и
2) в авторском учебном пособии по курсу Дубина И.Н. Основы теории экономических игр. Москва: Кнорус, 2014

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубина И.Н. Основы теории экономических игр: М. : Кнорус, 2014
Л1.2 Дубина И.Н. Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экономика. Теория игр. Ресурсы http://ecsocman.hse.ru/net/16000243/
Э2 Game Theory .net (сайт, посвященный теории игр) http://www.gametheory.net/
Э3 Информационный ресурс Classroom Expernomics - обучающие игры http://www.marietta.edu/~delemeeg/expernom.html
Э4 Методика демонстрационной учебной игры: Simple Investment Game Experiment for the Classroom http://www.tricity.wsu.edu/%7Eachaudh/econ485trustexpt.doc
Э5 Сайт журнала «Games and Economic Behavior» http://www.elsevier.com/wps/find/journaldescription.cws_home/
Э6 Сайт журнала «International Game Theory Review» (IGTR)http://ejournals.wspc.com.sg/journals/igtr/igtr.shtml
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
gametheory.net

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Представлено в Приложении, а также ЭУМК на Едином образовательном портале АлтГУ (portal.edu.asu.ru)