МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Уголовный процесс
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01 Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 124
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 18 16
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 80 80 44 44 124 124
Часы на контроль 0 0 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
канд.юрид.наук., доцент, Дудко Н.А.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук., доцент, Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Уголовный процесс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 1511.

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Фундаментальная и специальная подготовка высококвалифицированных кадров в области юриспруденции, способных решать сложные и ответственные задачи, которые стоят перед органами предварительного расследования и суда, умеющих применять правовые нормы и обеспечивать правопорядок в сфере уголовного судопроизводства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10: способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения
ПК-11: способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ОПК-1: способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-10: нормы УПК РФ, посвящённые досудебному производству и судебному производству
ПК-11: причины и условия правонарушений, механизм реализации прав участников уголовного судопроизводства
ОПК-1: основы соблюдения законодательства
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-10:применять нормы УПК РФ, посвящённые досудебному производству и судебному
ПК-11:толковать и применять нормы уголовно-процессуального права по реализации прав участников уголовного судопроизводства
ОПК-1: соблюдать законодательство
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-10:навыками работы с правовыми актами; обоснования и принятия уголовно-процессуальных решений
ПК-11:составления уголовно-процессуальных документов по принятию необходимых мер по защите прав и свобод граждан.
ОПК-1: соблюдения законодательства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и основные понятия уголовного процесса.
1.1. Сущность и основные понятия уголовного процесса. Лекции 5 2 ПК-10, ПК-11, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Устный опрос по теме. Практические 5 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 5 8 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Уголовное преследование. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования.
2.4. Уголовное преследование. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования. Лекции 5 0 ПК-10, ПК-11, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Устный опрос по теме. Практические 5 0 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 5 8 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Участники уголовного судопроизводства.
3.7. Участники уголовного судопроизводства. Лекции 5 0 ПК-10, ПК-11, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Устный опрос по теме. Практические 5 0 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 5 8 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Доказательства и доказывание.
4.10. Доказательства и доказывание. Лекции 5 0 ПК-10, ПК-11, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.11. Устный опрос по теме. Практические 5 0 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.12. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 5 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Ходатайства и жалобы.
5.13. Ходатайства и жалобы. Лекции 5 2 ПК-10, ПК-11, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.14. Устный опрос по теме. Практические 5 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.15. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 5 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Иные положения. Процессуальные сроки, процессуальные издержки, Реабилитация.
6.16. Иные положения. Процессуальные сроки, процессуальные издержки, Реабилитация. Лекции 5 2 ПК-10, ПК-11, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.17. Устный опрос по теме. Практические 5 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.18. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 5 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Возбуждение уголовного дела.
7.19. Возбуждение уголовного дела. Лекции 5 2 ПК-10, ПК-11, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.20. Устный опрос по теме. Практические 5 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.21. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 5 6 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Предварительное расследование. Предварительное следствие. Дознание.
8.22. Предварительное расследование. Предварительное следствие. Дознание. Лекции 5 2 ПК-10, ПК-11, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.23. Устный опрос по теме. Практические 5 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.24. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 5 6 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Следственные действия.
9.25. Следственные действия. Лекции 5 2 ПК-10, ПК-11, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.26. Устный опрос по теме. Практические 5 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.27. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 5 8 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Приостановление и прекращение уголовного дела. Окончание предварительного расследования.
10.28. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 5 6 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
10.29. Устный опрос по теме. Практические 5 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 11. Назначение судебного заседания. Подсудность уголовных дел.
11.30. Назначение судебного заседания. Подсудность уголовных дел. Лекции 6 2 ПК-10, ПК-11, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
11.31. Устный опрос по теме. Практические 6 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
11.32. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 6 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 12. Судебное разбирательство.
12.33. Судебное разбирательство. Лекции 6 4 ПК-10, ПК-11, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
12.34. Устный опрос по теме. Практические 6 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
12.35. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 6 14 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 13. Особый порядок судебного разбирательства.
13.36. Особый порядок судебного разбирательства. Лекции 6 2 ПК-10, ПК-11, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
13.37. Устный опрос по теме. Практические 6 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
13.38. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 6 10 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 14. Исполнение приговора.
14.39. Исполнение приговора. Лекции 6 4 ПК-10, ПК-11, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
14.40. Устный опрос по теме. Практические 6 2 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
14.41. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 6 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 15. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда.
15.42. Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда. Лекции 6 0 ПК-10, ПК-11, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
15.43. Устный опрос по теме. Практические 6 4 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
15.44. Изучение дополнительных источников по теме. Сам. работа 6 6 ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
15.45. Экзамен Экзамен 6 36 ПК-10, ПК-11, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие и назначение уголовного процесса. Соотношение с правосудием.
2. Источники уголовно-процессуального права.
3. Понятие и система стадий уголовного процесса. Типы уголовного процесса.
4. Действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц.
5. Уголовно-процессуальные отношения.
6. Уголовно-процессуальная форма.
7. Уголовно-процессуальные функции.
8. Принципы уголовного судопроизводства: понятие, значение, система.
9. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту.
10. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
11. Язык судопроизводства.
12. Уголовное преследование: понятие, виды.
13. Право на обжалование действий и решений.
14. Презумпция невиновности.
15. Состязательность сторон.
16. Уважение чести и достоинства личности.
17. Неприкосновенность личности.
18. Неприкосновенность жилища.
19. Свобода оценки доказательств.
20. Суд: состав, полномочия.
21. Органы дознания. Дознаватель. Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания.
22. Следователь. Руководитель следственного органа.
23. Прокурор в уголовном процессе.
24. Основание и порядок отвода участников уголовного судопроизводства.
25. Подозреваемый.
26. Обвиняемый.
27. Гражданский ответчик, его представители.
28. Гражданский истец, его представители.
29. Потерпевший.
30. Защитник: права, обязанности, момент вступления в дело.
31. Приглашение, назначение и замена защитника. Обязательное участие.
32. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства.
33. Понятие доказательств и их источников.
34. Свойства доказательств.
35. Предмет и пределы доказывания.
36. Классификация доказательств.
37. Процесс доказывания.
38. Субъекты доказывания.
39. Заключение эксперта, специалиста. Показания эксперта, специалиста.
40. Показания подозреваемого, обвиняемого.
41. Показания свидетелей, потерпевших.
42. Вещественные доказательства.
43. Понятие и виды мер пресечения.
44. Заключение под стражу.
45. Сроки заключения под стражу.
46. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
47. Порядок возбуждения уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела.
48. Предварительное расследования: понятие, значение, формы.
49. Дознание: понятие, сроки.
50. Задержание подозреваемого: основания, порядок, сроки.
51. Подследственность: понятие, виды.
52. Срок предварительного следствия, продление.
53. Следственные действия: понятие, виды. Общие правила производства следственных действий.
54. Допрос свидетелей, потерпевших. Очная ставка.
55. Допрос обвиняемого, подозреваемого.
56. Экспертиза.
57. Следственный эксперимент. Проверка показаний на месте.
58. Осмотр, освидетельствование.
59. Обыск, выемка.
60. Привлечение в качестве обвиняемого. Изменение и дополнение обвинения.
61. Контроль и запись переговоров.
62. Основания и порядок приостановления уголовного дела.
63. Основания и порядок прекращения уголовного дела.
64. Обвинительное заключение. Действия прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением.
65. Ознакомление участников с материалами предварительного расследования.
66. Окончание дознания. Обвинительный акт.
67. Порядок назначения судебного заседания. Виды решений суда. Предварительное слушание.
68. Подсудность: понятие, виды.
69. Предмет и пределы судебного разбирательства.
70. Непосредственность, устность судебного разбирательства. Неизменность состава суда.
71. Участие прокурора в судебном разбирательстве.
72. Участие подсудимого, осужденного в судебном разбирательстве, кассационном и надзорном производстве.
73. Участие потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика в судебном разбирательстве.
74. Общая характеристика частей судебного разбирательства.
75. Виды приговоров. Основания постановления.
76. Порядок постановления приговора. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора.
77. Протокол судебного заседания. Замечания на протокол судебного заседания.
78. Виды, основания и порядок вынесения определений, постановлений в судебном разбирательстве.
79. Особый порядок судебного разбирательства.
80. Порядок и сроки обжалования приговоров.
81. Производство в суде апелляционной инстанции: основания, порядок производства, решения.
82. Понятие и значение стадии исполнения приговора.
83. Порядок разрешения вопросов в стадии исполнения приговора.
84. Производство в суде кассационной инстанции: основания, порядок производства, решения.
85. Производство в суде надзорной инстанции: основания, порядок производства, решения.
86. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
87. Особенности производства по применению принудительных мер медицинского характера.
88. Особенности производства по делам несовершеннолетних.
89. Особенности производства у мирового судьи.
90. Особенности производства в суде присяжных.
91. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
92. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. П. Божьева Уголовный процесс: учебник М.: Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru//book
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D96BAC3B-6EFD-49FC-9B1A-384F855AAF6C
Л2.2 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 2. ДОСУДЕБНОЕ И СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D85C7F7A-A49B-4C59-87C8-386D240FA382
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Уголовный процесс" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.