МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы формообразования костюма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_03_03_ХПКпр-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 88 88 88 88
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
ст.преп., Сердюкова Д.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы формообразования костюма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование образного объемно-пространственного мышления, развитие творческих способностей
освоение основ по созданию формы условной модели с использованием основных законов композиции объектов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
ПК-8 готовностью изучать научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опытов по тематике профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о пространственных видах искусства
об основных состовляющих пространства
3.2.Уметь:
3.2.1.основные положения архитектонического искусства
принципы развития стилевых форм
обозначать этапы процесса формообразования
находить знаковую функцию объектов дизайна
использовать методы работы над объемной композицией при создании современных и новых форм
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.различного подхода к формообразования проектируемых коллекций
применения объемного формообразования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ "АРХИТЕКТОНИКА" И "КОСТЮМ".
1.1. Основные термины и понятия архитектоники. Архитектоника в системе искусств. Мода и архитектура. Тектоника материалов для одежды Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.2. Мода и архитектура Практические 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Проработка конспекта лекций, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
Раздел 2. ОБЪЕМНОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА
2.1. Гармонизация объемно-пространственных структур. Принципы формообразования. Возможные подходы к формообразованию. Технологическая культура объемного формообразования. Материалы, технические средства, приемы объемного формообразования. Архитектоника структуры костюма. Виды структур. Основные виды и категории композиции. Архитектоника плоского листа. Модульный метод проектирования Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3, Л3.1
2.2. Тектонические системы костюма Практические 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
2.3. Формообразование драпировок Практические 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
2.4. Средства формообразования костюма Практические 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
2.5. Современные технологии в текстильном производстве Практические 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
2.6. Проработка конспекта лекций, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 14 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Симметрия и асимметрия
3.1. Классическая симметрия. Аффинная симметрия. Криволинейная симметрия. Симметрия и асимметрия в организации формы костюма. Симметрия и модульная организация формы как методы анализа формы. Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
3.2. Основные виды и категории композиции Практические 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
3.3. Модульный метод проектирования Практические 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
3.4. Симметрия и асимметрия в формообразовании костюма Практические 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
3.5. Проработка конспекта лекций, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 16 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
Раздел 4. КОМБИНАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
4.1. Комбинаторные принципы формальной композиции. Комбинаторное формообразование Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
4.2. Комбинаторные методы формообразования Практические 4 6 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
4.3. Проработка конспекта лекций, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 14 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
Раздел 5. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ
5.1. Формообразование в живой природе. Биологическое формообразование в архитектуре, дизайне костюма, инженерии. Биоформы в художественном конструировании. Природное сырье и биотехнологии в производстве текстиля. Анализ конструктивной целесообразности форм – основа создания природообразных структур Лекции 4 2 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
5.2. Биологическое формообразование в архитектуре и инженении Практические 4 20 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
5.3. Проработка конспекта лекций, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
Раздел 6. КИНЕТИЗМ КАК ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМЫ
6.1. Виды кинематических структур. Роль геометрического подобия и соразмерности в зрительном восприятии формы. Кинетизм и кинетическое искусство. Мобильные конструкции. Биокинематика. Лекции 4 10 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
6.2. Кинетизм как процесс изменения формы Практические 4 14 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
6.3. Проработка конспекта лекций, подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 17 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.3
6.4. Экзамен 4 27 ОПК-1, ПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. Б. Рытвинская Основы формообразования костюма (архитектоника): учеб. пособие для вузов М.: Альфа-М, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 : , biblioclub.ru
Л2.2 Л. А. Сафина, Л. М. Тухбатуллина, В. В. Хамматова Дизайн костюма: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2006
Л2.3 Г. И. Петушкова Проектирование костюма: учебник М.: Академия, 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Сокольская О. Б., Теодоронский В. С., Вергунов А. П. Ландшафтная архитектура: специализированные объекты: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Архитектура, дизайн интерьера и новости архитектуры architektonika.ru
Э2 Газета «Культура» www.kulturagz.ru.
Э3 Библиотека Гумер - гуманитарные науки www.gumer.info
Э4 Электронный научный журнал eduherald.ru
Э5 ОФК portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
220Д учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; зеркало 1 шт.; учебно-нагляднве пособия; манекен женский мягкий (торс) 2 шт.; оверлок Juki MO Juki MO 735; распошивальная машина Brother 2340 CV; утюг Phillips GC4850/02; швейная машина Brother Style 60e; швейная машина бытовая Brother LS 2125 – 3шт.; швейно-вышивальная машина бытовая Brother NV 950 E; доска гладильная (подставка для утога и подставка для рукава)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В целях обеспечения качества усвоенного материала по дисциплине предусмотрена самостоятельная работа, которая систематически контролируется преподавателем. Для методического обеспечения самостоятельной работы студентов составлен перечень форм, тематика и вопросы самостоятельных работ, подобрана учебная, справочная, методическая и научная литература.
Самостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Конкретное содержание для самостоятельной работы, ее виды и объем могут иметь вариативный и дифференцированный характер. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Выдача заданий на внеаудиторную самостоятельную работу сопровождается со стороны преподавателя подробным инструктажем по ее выполнению, включающим изложение цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы и к отчету по ним, сведения о возможных ошибках и критериях оценки выполнения работ.
Методы и формы организации самостоятельной работы:
1. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.
2. Проработка конспекта лекций.
3. Практические занятия: действие в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, получение результата.

Целью самостоятельной работы является:
1. систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений;
2. формирование умений самостоятельно работать с информацией;
3. развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
4. формирование самостоятельности мышления;
5. развитие исследовательских умений.
В рамках дисциплины предусмотрено ведение и оформление портфолио. Тематический ряд портфолио отражает содержание теоретических вопросов дисциплины, и выстроен в логике усложнения проектных задач.
Портфолио представляется в виде:
- текстовых документов в формате Word; параметры текстового редактора: поля – верхнее, нижнее – 2.0 см, левое – 3.0 см, правое – 2.0 см, шрифт Times New Roman, высота 14, межстрочный интервал 1,5, выравнивание по ширине, красная строка 1.25.
- фотографий, рисунков, схем, таблиц
Допустимо использование любых графических средств (бумага, гуашь, акварель, тушь и др.) в различной технике, включая коллаж, компьютерную графику и так далее.