МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обоснование уголовного закона (на примере раздела 8 УК РФ)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, УИП-23-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 155
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
в том числе инт. 4 4 4 4
Сам. работа 155 155 155 155
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии, Плохова Валентина Ивановна

Рецензент(ы):
канд. юрид. наук, доцент кафедры констиуционного и медународного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Обоснование уголовного закона (на примере раздела 8 УК РФ)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.05.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ю.н. Детков Алексей Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой профессор, д.ю.н. Детков Алексей Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- усвоение основных вопросов теории обоснования закрепления и толкования признаков составов преступлений;
- формирование у студентов навыков самостоятельного использования ее в реальной жизни, при толковании и применении норм права.
Непосредственными целями освоения дисциплины являются:
- усвоение современных представлений об уголовной политике; факторах, влияющих на криминализацию деяний, основных социальных и правовых основаниях криминализации деяний, взаимосвязи уголовного права с регулятивными и деликтными отраслями права; - углубленное изучение доктринального и судебного толкования признаков наиболее распространенных преступлений в сфере экономики с позиций теории обоснованности уголовно-правовых норм;
- формирование у студентов навыков обобщения судебной практики ЕСПЧ, Конституционного и Верховного Судов; применения норм международного права, Конституционных норм, принципов уголовного права при толковании и применении норм уголовного права и других деликтных отраслей права; оценки действующего законодательства, теории и практики с позиций теории обоснованности уголовно-правовых норм.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
ПК-11 способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-7
-социальные и правовые основы уголовного закона;
-проблемы толкования норм раздела 8, связанные как с некорректным закреплением признаков составов преступлений в УК РФ, так и толкованием их правоприменителями и исследователями.
ПК-11
-основы теории обоснованности уголовно-правовых норм
-перспективные направления исследований в юридической науке
-основные методы научного исследования в области права;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-7
-толковать правовые позиции ЕСПЧ, Конституционного Суда РФ, норм раздела 8 УК РФ, судебной практики.
ПК-11
-планировать, организовывать, проводить и рефлексировать научные исследования в области права и вести работу с научно-правовым материалом;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-7
особенностями толкования правовых позиции ЕСПЧ, Конституционного Суда РФ, норм раздела 8 УК РФ, судебной практики.
ПК-11
-основными методами научных исследований в области права на уровне отдельных приемов;
-опытом применения научных методов в предшествующих правовых исследованиях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Правовые основания УЗ (криминализации, декриминализации) деяний, закрепления и толкования признаков составов преступлений.
1.1. Правовые основания УЗ (криминализации, декриминализации) деяний, закрепления и толкования признаков составов преступлений. Лекции 2 2 ПК-7, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.2. Правовые основания УЗ (криминализации, декриминализации) деяний, закрепления и толкования признаков составов преступлений. Практические 2 2 ПК-7, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.3. Правовые основания УЗ (криминализации, декриминализации) деяний, закрепления и толкования признаков составов преступлений. Сам. работа 2 22 ПК-7, ПК-11 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Преломление правовых оснований УЗ в его нормах, в толковании учеными и практиками
2.1. Преломление правовых оснований УЗ в его нормах, в толковании учеными и практиками Лекции 2 2 ПК-7, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.2. Преломление правовых оснований УЗ в его нормах, в толковании учеными и практиками Практические 2 2 ПК-7, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.3. Преломление правовых оснований УЗ в его нормах, в толковании учеными и практиками Сам. работа 2 23 ПК-7, ПК-11 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Преломление правовых основ УЗ в изменениях норм гл. 21–23 УК РФ за последние пять лет с позиций факторов криминализации и пенализации деяний
3.1. Преломление правовых основ УЗ в изменениях норм гл. 21–23 УК РФ за последние пять лет с позиций факторов криминализации и пенализации деяний Практические 2 2 ПК-7, ПК-11 Л1.1, Л2.1
3.2. Преломление правовых основ УЗ в изменениях норм гл. 21–23 УК РФ за последние пять лет с позиций факторов криминализации и пенализации деяний Сам. работа 2 20 ПК-7, ПК-11 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Социальные основания криминализации и оптимального закрепления признаков составов преступлений (на примере в раздела 8 УК РФ)
4.1. Социальные основания криминализации и оптимального закрепления признаков составов преступлений (на примере в раздела 8 УК РФ) Практические 2 2 ПК-7, ПК-11 Л1.1, Л2.1
4.2. Социальные основания криминализации и оптимального закрепления признаков составов преступлений (на примере в раздела 8 УК РФ) Сам. работа 2 30 ПК-7, ПК-11 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Преломление правовых основ УЗ в объективных и субъективных признаках составов преступлений против собственности, их толковании в теории и на практике
5.1. Преломление правовых основ УЗ в объективных и субъективных признаках составов преступлений против собственности, их толковании в теории и на практике Практические 2 2 ПК-7, ПК-11 Л1.1, Л2.1
5.2. Преломление правовых основ УЗ в объективных и субъективных признаках составов преступлений против собственности, их толковании в теории и на практике Сам. работа 2 30 ПК-7, ПК-11 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Преломление основных непосредственных социальных и правовых оснований криминализации деяний в объективных и субъективных признаках наиболее распространенных преступлений в сфере экономической деятельности, при их толковании в теории и на практике
6.1. Преломление основных непосредственных социальных и правовых оснований криминализации деяний в объективных и субъективных признаках наиболее распространенных преступлений в сфере экономической деятельности, при их толковании в теории и на практике Практические 2 2 ПК-7, ПК-11 Л1.1, Л2.1
6.2. Преломление основных непосредственных социальных и правовых оснований криминализации деяний в объективных и субъективных признаках наиболее распространенных преступлений в сфере экономической деятельности, при их толковании в теории и на практике Сам. работа 2 30 ПК-7, ПК-11 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Контроль
7.1. Экзамен Экзамен 2 9 ПК-7, ПК-11 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
6.1. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие уголовной, уголовно-правовой политики. Идеи, составляющие современную уголовную политику (дорожная карта).
2. Уголовная политика и уголовное законодательство. Уголовно-правовая политика в отношении преступлений в сфере экономики.
3. Понятие криминализации (декриминализации), (де) пенализации деяний. Современное состояние разработанности проблем криминализации (декриминализации) деяний.
4. Факторы, влияющие на криминализацию деяний, на закрепление их признаков в УК. Основные и непосредственные, дополнительные и опосредованные факторы, влияющие на криминализацию деяний.
5. Социальные и правовые факторы криминализации деяний, закрепления их признаков в УК.
6. Общественная опасность деятельности как непосредственное социальное основание криминализации деяний и дифференциации ответственности.
7. Степень влияния компонентов деятельности на возможность причинения вреда личности, обществу, государству. Правила закрепления компонентов категории «деятельность» в признаках состава преступления.
8. Конституционные основы УК РФ. Особенности их применения в уголовном праве, правоприменительной деятельности.
9. Международные принципы и нормы, решения Европейского суда по правам человека и особенности их применения в уголовном праве.
10. Преломление международных, конституционных норм в принципах уголовного права и в других категориях и институтах Общей и Особенной частей УК РФ.
11. Преломление конституционных, международных норм и принципов уголовного права в правоприменительной деятельности (на примере постановлений ПВС РФ, опубликованной практике).
12. Понятие, содержание правовой категории «ограничение основных прав и свобод человека и гражданина».
13. Формальные критерии допустимости ограничения прав человека.
14. Материальные критерии допустимости ограничений прав человека.
15. Алгоритм оценки (проверки) обоснованности уголовного закона, его значение.
16. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм рекомендации, предложенные в постановлении ПВС РФ № 21 от 27 июня 2013 г. «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» http://www.supcourt.ru/Show_pdf.php?Id=8717
17. Характеристика формальных и материальных критериев правомерного ограничения прав человека в конкретных изученных студентом решениях Конституционного суда, касающиеся уголовно-правовых норм, и другие важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм положения, предложенные в постановлении Конституционного Суда РФ от 10.02.2017г № 2 (ст.212.1 УК РФ).
18. Характеристика формальных и материальных критериев правомерного ограничения прав человека в конкретных изученных студентом решениях Конституционного суда, касающиеся уголовно-правовых норм и другие важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм рекомендации, предложенные: например, в постановлении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 188 УК РФ в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян» (Рос. газета. 2008. 7 июня).
19. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых правовые позиции, выраженные в постановлении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 90 УПК РФ в связи с жалобой граждан В.Д. Власенко и Е.А.Власенко» и последующих
20. Характеристика формальных и материальных критериев правомерного ограничения прав человека в конкретных изученных студентом решениях Конституционного суда, касающиеся уголовно-правовых норм, и другие важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм рекомендации, предложенные в постановлении Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 188 УК РФ, ч. 4 ст. 4.5, ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н.Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А.Красной и И.В. Эпова».
21. Преломление правовых оснований УЗ в объективных и субъективных признаках хищения чужого имущества, в их толковании в теории и на практике. Влияние решений ЕСПЧ, Конституционного суда РФ на совершенствование уголовного закона и его толкование (на примере хищений)
22. Преломление правовых оснований УЗ в объективных и субъективных признаках иных преступлений против собственности, в их толковании в теории и на практике. Влияние решений ЕСПЧ, Конституционного суда РФ на совершенствование уголовного закона и его толкование (на примере иных преступлений против собственности)
23. Преломление правовых оснований УЗ в объективных и субъективных признаков налоговых преступлений, в их толковании в теории и на практике. Влияние решений ЕСПЧ, Конституционного суда РФ на совершенствование уголовного закона и его толкование (на примере налоговых преступлений)
24. Преломление правовых оснований УЗ в объективных и субъективных признаков таможенных преступлений, в их толковании в теории и на практике. Влияние решений ЕСПЧ, Конституционного суда РФ на совершенствование уголовного закона и его толкование (на примере таможенных преступлений)
25. Толкование Конституционным Судом РФ критерия определенности средства ограничения прав человека в уголовной сфере (2016-2018гг)
26. Толкование КС РФ материальных критериев правомерного ограничения прав человека в уголовной сфере (2016-2018гг)
27. Использование некриминальных отраслей знания для решения проблем уголовного права
28. Толкование Верховным Судом РФ критериев правомерного ограничения прав человека в уголовной сфере (2016-2018гг)
29. Характеристика формальных и материальных критериев правомерного ограничения прав человека в конкретных изученных студентом решениях Конституционного суда, касающиеся уголовно-правовых норм, и другие важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм рекомендации, предложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.2014г № 32 (ст.159.4 обратная сила решений КС)
30. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июня 2018г № 23 (ст.116.1 УК РФ)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Наумова А.В., Кибальника А. Г. УГОЛОВНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Э2 2. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э3 3. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Э4 4. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-справочные и поисковые системы и сайты:
1. СПС КонсультантПлюч (инсталированный рерс АлтГУ)
2. Электронная база данных "Scopus" (http:www.scopus.com);
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http: elibrary.asu.ru)
4. Научная библиотека Elibrary (http: elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по проведению преподавателями основных видов учебных занятий и педагогическому контролю

Дисциплина «Обоснование уголовного закона» предполагает ознакомление студентов с новыми, ранее не изучаемыми вопросами теории права, в том числе и уголовного, проведение новых видов работ, исследований. Поэтому на них следует обратить особое внимание.
1. Обоснование закрепления, толкования и применения признаков уголовно-правовых норм необходимо анализировать с позиций происходящих изменений в правовой, в том числе и в уголовно-правовой, политике.
2. При определении главных непосредственных факторов криминализации опасной для общества деятельности необходимо отталкиваться от понятия «опасность / «безопасность», структуры категории «деятельность», положения о проявлении субъективных элементов деятельности в объективных к особенностям их отражения в признаках составов преступлений.
3. Особое внимание следует обратить на содержательную сторону понятия «деятельность», на выявление роли каждого из ее структурных компонентов в причинении вреда личности, обществу, государству.
Категория «деятельность» служит основой для выделения типов охраняемой и опасной деятельности, основанием для четкого, краткого, без повторов и противоречий закрепления в УК элементов и признаков конкретных составов преступлений. Структура деятельности показывает смысл включения в состав тех или иных элементов деятельности, их признаков, выявляет роль каждого из компонентов деятельности с учетом их взаимообусловленности.
4. Элементный состав категории «деятельность», ее структуру необходимо раскрывать путем сопоставления представлений о ней в теории права, философской, социологической, психологической, физиологической литературе. Особое внимание обратить на назначение, роль в макро- и микроструктуре деятельности категории «интерес», что важно при обосновании перспективности использования ее в качестве непосредственного объекта посягательства.
Уяснить правила закрепления (отражения) в признаках состава преступления объективных и субъективных компонентов охраняемой и опасной деятельности с учетом микро- и макроструктуры деятельности, особенностей проявления одних объективных компонентов в других, субъективных элементов в объективных, взаимосвязи между деятельностью, действием, операциями (способом), степенью осознания человеком каждого из элементов деятельности и их влияния на возможность причинения вреда интересам личности, общества, государства.
Соблюдение сформулированных правил важно для закрепления не только признаков преступлений против собственности, в сфере экономической деятельности, но и других. Так, отход от правил закрепления в УК РФ разновидностей опасной для общества деятельности на основе ведущих мотивов, интересов, необходимости указывать на действия, которыми непосредственно может быть причинен вред объекту охраны, имеет место при закреплении налоговых преступлений, что отчетливо видится при сопоставлении их с контрабандой, незаконным предпринимательством.
5. Среди правовых оснований в современной России особое значение приобретают положения права, выраженные в решениях Европейского Суда по правам человека, Конституции РФ, решениях Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в процессе криминализации; недопустимости превышения пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина; соблюдении баланса частного и публичного интересов и др.
6. Основными правовыми факторами для обоснования закрепления в УК признаков охраняемой и опасной деятельности называются: соразмерность ограничений ценностям, ради которых вводятся ограничения, соблюдения формальных критериев допустимости ограничений прав и основных свобод человека, необходимости соблюдения баланса частного и публичного интересов, учет особенностей других отраслей права при заимствовании у них или выработке понятий, используемых в уголовном праве.
Выдвинутая ЕСПЧ концепция «уголовная сфера» предполагает новое видение частного и публичного как в целом в праве, так и уголовном, необходимости другой классификации правонарушений и ответственности, сочетания ее мер.
7. Как для решения вопроса кумуляции правонарушений, мер ответственности, так и для возможности использования одного значения термина в разных отраслях права должны приниматься во внимание особенности каждой из отраслей права, термина в разных отраслях права, регулирующих и охраняющих те или иные общественные отношения, а не только, например, гражданского права, субъективного права собственности, как это вытекает из суждений других авторов (А.Г. Безверхов, В.В. Векленко, А.И. Бойцов и др.). Доказательства этого положения вытекают из анализа особенностей конституционного, налогового, гражданского, уголовно-правового регулирования с учетом понятия категории «деятельность», на практике Европейского Суда, Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
8. Объективные и субъективные признаки наиболее распространенных составов преступлений в сфере экономики необходимо толковать и оценивать суждения других авторов и практических работников с позиций адекватного отражения в них социальных и правовых факторов криминализации опасной для общества деятельности.
9. Изучение теории обоснованности уголовных законов сопровождается самостоятельной оценкой студентами законодательного закрепления как признаков преступлений, так и смежных правонарушений; суждений ученых, опубликованной судебной практики по спорным вопросам интерпретации объективных и субъективных признаков составов преступлений в сфере экономики, квалификации действий виновных в предложенных материалах уголовных дел с позиций криминологических и правовых оснований криминализации опасной для общества деятельности.
Новые положения раскрываются на лекциях. Но усвоение нового материала предполагает более углубленное самостоятельное изучение таких тем права, в том числе уголовного права, как: уголовная политика, общественная опасность деяний, принципы права, в том числе уголовного права, преступлений против собственности, названных преступления в сфере экономической деятельности, постановления Пленума Верховного Суда РФ по рассматриваемым вопросам. По этим вопросам достаточное количество дополнительной литературы, часть которой необходимо изучить (хотя бы по одному источнику).
В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студенту необходимо учесть следующее.
Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованным для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов магистранту вначале следует обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется, учебному пособию «Социальное и правовое обоснование уголовного закона (на примере преступлений в сфере экономики)», Плохова В.И. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. – 166 с. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы, в частности Уголовного кодекса РФ, других законов и нормативных актов, и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Все нормативные правовые акты можно найти в справочно-информационных правовых системах, например, в СПС «КонсультантПлюс: версия Проф», на сайте Европейского суда http://www.espch.ru/, Конституционного суда РФ http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx. Использование справочных правовых систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики. Необходимо следить за тем, чтобы при подготовке к семинарским (практическим) занятиям и при работе во время их проведения использовалась действующая редакция уголовного закона с учетом произошедших в уголовно-правовых нормах изменениях. Аналогичное требование предъявляется и к использованию других официальных материалов, в частности, постановления Пленума Верховного Суда РФ http://www.vsrf.ru/index.php.
При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, после этого следует переходить к анализу более сложной литературы в виде монографий и научных статьей. При этом магистрант должен понимать, что приведенным в плане перечнем вся литература по той или иной теме, безусловно, не исчерпывается. Магистрант может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах «Вестник Конституционного суда РФ», «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция», «Российский следователь», «Российский судья» и других. Работу с литературой существенно облегчают Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы. Кроме того, студенты НГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещенных в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU».
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
o составление плана изученного источника;
o перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
o формулирование тезисов (самостоятельного обобщенного и сжатого изложения основных положений изученного источника);
o составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы);
o написание конспекта, отражающего основные положения работы и собственные выводы магистранта.
При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует четко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
На семинарских занятиях может быть использована система докладов. Тема доклада определяется по согласованию с преподавателем. Студент самостоятельно решается вопрос о структуре доклада. В докладе необходимо отразить законодательную, теоретические и практические позиции по вопросу. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в планах к семинарским и практическим занятиям, а также к материалам правоприменительной практики. Если в процессе подготовки доклада у студента возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.
Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время. В обсуждении докладов принимают участие все присутствующие на семинаре. Они могут дополнять докладчика, задавать ему вопросы, оценивать выступление. На семинаре могут быть использованы формы: «докладчик – содокладчик», «докладчик – рецензент – оппонент». Оптимальное время выступлений содокладчика, рецензента и оппонента – до 10 минут.
Особое внимание при подготовке к семинарским (практическим) занятиям должно быть уделено решению задач. Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу, необходимо изучить рекомендованный нормативный материал, учебную и монографическую литературу, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (в частности, Пленума Верховного Суда РФ).
2. Просмотрев все главы УК РФ, под составы которых примерно подпадают признаки описанного в казусе деяния, необходимо по учебной литературе уточнить признаки этих составов преступлений и более конкретно определиться со статьей УК РФ, подлежащей применению.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления. Доказательства соответствия признаков объективной стороны совершенного деяния признакам объективной стороны состава преступления начинается с уяснения возможных форм деяния, заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного деяния в казусе. Если диспозиция статьи УК бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрывается содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
4. Исходя из конструкции состава преступления, студенты должны показать, какой это состав – формальный или материальный, и в соответствии с этим определить, окончено ли данное преступление.
Для доказательства соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при анализе совершенного субъектом деяния, описанного в казусе. Нельзя игнорировать и факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – мотив и цель.
Что касается субъекта преступления, то при решении задач, если не указано иное, презюмируется, что субъекты, упоминаемые в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков, если вменяемый состав преступления характеризуется специальным субъектом.
После уяснения всех объективных и субъективных признаков совершенного деяния вырисовываются общественные отношения, на которые посягал субъект преступления, т.е. непосредственный объект преступления.
На основании сопоставления объективных и субъективных признаков состава преступления и содеянного подтверждается или отвергается предварительная квалификация деяния.
При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, эссе, рефератов, и устных ответах по вопросам темы.
Наиболее простой формой самостоятельной научно-исследовательской работы студента выступает доклад (реферат). Тема реферата определяется студентом по согласованию с преподавателем. Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики. Объем реферата колеблется от 10 до 15 страниц. Оформляется реферат на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы реферата должны быть пронумерованы. Титульный лист реферата оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка.
В соответствии с учебным планом формой контроля по изучению данной дисциплины является контрольная работа и экзамен. Он проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке к экзамену и практического задания, соответствующего заданию контрольной работы всех 5 вариантов.
В период подготовки к экзамену по курсу студент должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться программой по курсу, определяющей объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.
На экзамене студент должен содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Знание законодательства, решений Европейского суда, Конституционного суда РФ, постановлений ПВС с учетом последних изменений является основой успешной сдачи экзамена.
Таким образом, можно выделить следующие основные критерии оценки ответа на экзамене:
1. знание действующего уголовного законодательства и смежного с ним законодательства;
2. правильное понимание, толкование понятий дисциплины (модуля)
3. знание проблем теории обоснования уголовно-правовых норм и предлагаемые пути их разрешения;
4. раскрытие различных научных подходов к решению этих проблем, выработка собственной позиции по проблеме.
Студент должен знать, что при выставлении оценки на экзамене с целью его объективности учитываются следующие факторы:
o его работа во время семинарских и практических занятий;
o выполненные задания по каждой теме, в том числе контрольных;
o качество подготовленных сообщений, эссе, докладов, рефератов и других работ;
o участие в конференциях, круглых столах по вопросам учебной дисциплины.
Рекомендации по отдельным темам содержатся в учебно-методическом пособии: Плохова, В.И. Социальное и правовое обоснование уголовного закона (на примере преступлений в сфере экономики): учебно-методическое пособие / В.И. Плохова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. – 166 с.
Рекомендации для проведения мини-исследований:
1. Проанализировать законодательное закрепление смежных правонарушений, например, налоговых во всех отраслях законодательства.
2. Проанализировать признаки, закрепленные в разных правонарушениях, на основании которых одни правонарушения отличаются от других.
3. Проанализировать и сопоставить санкции, возможные виды и меры ответственности за разные правонарушения исследуемой группы.
4. Изучить имеющуюся литературу, опубликованную практику по вопросам соотношения смежных правонарушений, толкования признаков, разграничивающих правонарушения, применения различных видов ответственности за их совершение.
5. Сделать выводы о корректности-некорректности законодательного закрепления, высказываний исследователей по рассматриваемым вопросам, практики разграничения смежных правонарушений и применения различных видов и мер ответственности за их совершение.
6. Предложить свое суждение по исследуемым вопросам.
Рекомендации по проведению мониторинга законодательства и правоприменения на их соответствие постановлениям Конституционного Суда РФ и решениям Европейского Суда:
1. Изучить Положение «О мониторинге правоприменения в РФ» (Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657) и постановление Правительства РФ от 19 августа 2011 г. № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации».
2. Проанализировать постановления Конституционного Суда РФ и Европейского Суда за последние 10 лет (часто в первых указываются и соответствующие решения Европейского суда) и выявить статьи УК РФ или КоАП РФ, закрепление которых или толкование правоприменителем были признаны не соответствующими Конституции РФ или решениям Европейского Суда.
3. Изучить изменения (если они произошли) в закреплении признаков этих составов правонарушений в законе и (или) при их толковании правоприменителем.
4. Изучить практику применения, толкования норм, подвергнувшихся анализу Конституционным и (или) Европейским Судом, Верховным Судом в постановлениях ПВС РФ (касающиеся раздела 8 УК РФ).
5. Изучить практику применения, толкования норм, подвергнувшихся анализу Конституционным и (или) Европейским Судом, судами РФ, а также другими субъектами правоприменения (10 дел).
6. Сделать соответствующие выводы.
7. Результаты самостоятельной работы, особенно проведенных студентами мини-исследований представляются к экзамену в письменной форме (например, результаты мониторинга законодательства (раздел 8 УК РФ) и правоприменительной деятельности на их соответствие постановлениям Конституционного Суда и решениям Европейского Суда).