МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая психология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01 Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.юрид.наук., доцент, Псарева Б.В.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук., доцент, Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Юридическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 1511.

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка квалифицированных специалистов, усвоивших теоретические положения науки о психике человека и законов психической деятельности в сфере действия права;
предложение студентам научно-обоснованных психологических рекомендаций и методик, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности;
раскрытие теоретических понятий и положений о психических явлениях, правовой, криминальной, следственной, судебной и исправительной психологии;
выработка правильного понимания студентами психологических аспектов деятельности правоохранительных органов;
сформирование основных навыков и умений использования полученных психологических знаний для повышения эффективности решения профессиональных задач;
выработка и совершенствование навыков юридического общения;
воспитание у студентов потребности в адекватной самооценке своей личности, самовоспитания профессиональных качеств в период учебы и после ее завершения имеющимися теоретическими и практическими знаниями

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-9: способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
ПК-12: способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2: понятие, структуру и функции правосознания как одну из форм общественного сознания, а также сущность правового мышления и правовой культуры
ОК-7: основные требования, предъявляемые ФГОС ВПО для выпускника по направлению
ПК-9:комплекс прав и свобод человека и гражданина, понятие чести и достоинства личности
ПК-12:понятие коррупционного поведение, его виды и проявления
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2:формировать и развивать у граждан в процессе профессиональной деятельности правосознание, правовую культуру и правовое мышление
ОК-7: объективно оценивать уровень своей квалификации и профессионального мастерства
ПК-9:использовать основные способы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в профессиональной деятельности
ПК-12:выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2:навыками правовой культуры и правового мышления
ОК-7: навыками бакалавра юриспруденции
ПК-9:навыками организации деятельности по защите и обеспечению прав и свобод человека и гражданина
ПК-12:методиками выявления и пресечения коррупционных правонарушений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет, система и содержание юридической психологии, её место в системе научных отраслей знаний
1.1. Предмет, система и содержание юридической психологии, её место в системе научных отраслей знаний Лекции 4 4 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Устный опрос по вопросам темы Практические 4 2 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Понятие личности в психологии и правовой науке
2.3. Понятие личности в психологии и правовой науке Лекции 4 4 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Устный опрос по вопросам темы Практические 4 2 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности
3.5. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности Лекции 4 4 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Устный опрос по вопросам темы Практические 4 2 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Ощущение, восприятие: понятие, виды и роль в правоохранительной деятельности
4.7. Устный опрос по вопросам темы Практические 4 2 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Понятие и виды памяти, роль в правоохранительной деятельности
5.8. Устный опрос по вопросам темы Практические 4 2 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Мышление, воображение, внимание как познавательные психические процессы. Их роль в правоохранительной деятельности.
6.9. Мышление, воображение, внимание как познавательные психические процессы. Их роль в правоохранительной деятельности. Лекции 4 2 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.10. Устный опрос по вопросам темы Практические 4 2 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.11. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 4 10 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Эмоции, Чувства. Понятие и роль в правоохранительной деятельности
7.12. Устный опрос по вопросам темы Практические 4 2 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.13. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 4 10 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Состояния тревожности, психической напряженности
8.14. Состояния тревожности, психической напряженности Лекции 4 2 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Фрустрация, аффект, страдания как эмоциональные психические состояния, их учет в правоприменительной деятельности
9.15. Фрустрация, аффект, страдания как эмоциональные психические состояния, их учет в правоприменительной деятельности. Устный опрос по вопросам темы Практические 4 2 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.16. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 4 10 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 10. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и другие)
10.17. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и другие). Устный опрос по вопросам темы Практические 4 2 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
10.18. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 4 10 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 11. Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), её подготовка и назначение, порядок проведения.
11.19. Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), её подготовка и назначение, порядок проведения. Устный опрос по вопросам темы Практические 4 2 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
11.20. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 4 10 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 12. Психология личности преступника: понятие, типы
12.21. Психология личности преступника: понятие, типы. Устный опрос по вопросам темы Сам. работа 4 10 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 13. Психология преступного поведения (психология преступления, психология преступной группы)
13.22. Психология преступного поведения (психология преступления, психология преступной группы). Устный опрос по вопросам темы Сам. работа 4 8 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
13.23. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 4 8 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 14. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста
Раздел 15. Психология личности юриста
Раздел 16. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста
16.24. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 4 8 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 17. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура
17.25. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 4 8 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 18. Психология допроса
18.26. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 4 8 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 19. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводства.
19.27. Изучение дополнительных источников по теме. Подготовка к зачету. Сам. работа 4 8 ПК-2, ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Предмет, задачи и система юридической психологии. История становления и развития юридической психологии.
2.Психика. Учения Сеченова, Павлова в развитии психологической науки.
3.Сознание. Неосознаваемое в поведение человека.
4.Психические процессы. Роль в юридической деятельности.
5.Психические состояния. Роль в юридической деятельности.
6.Психические свойства личности. Роль в правоохранительной деятельности.
7.Темперамент. Учет его в правоохранительной деятельности.
8.Воля. Регуляция волевых состояний в процессе расследования преступлений.
9.Учет и регуляция эмоциональных состояний в следственной и судебной практике.
10.Способности, их учет в деятельности следователя, судьи.
11.Характер: понятие, классификация Учет психологических свойств личности в судебно-следственной практике.
12.Понятие восприятия. Классификация восприятий. Общие закономерности восприятия.
13.Особенности поведения в состоянии аффекта. Сужение сознания. Стадии аффекта, его виды.
14.Понятие памяти. Классификация явлений памяти. Формы памяти. Процессы памяти. Виды памяти. Типы памяти.
15.Понятие мышления. Классификация явлений мышления. Мыслительные операции.
16.Психология очной ставки.
17.Понятие личности преступника. Типология личности преступника.
18.Понятие о личности. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
Психологические теории личности.
19.Деформация ценностно-нормативной системы личности преступника. Механизм преступного поведения.
20.Опознание как узнавание, осуществляемое в рамках процессуальной регламентации. Психология узнавания.
21.Определение способностей, знаний, умений и навыков, проявляющихся в действиях,
проверяемых путем следственного эксперимента.
22.Психология проверки показаний на месте.
23.Психологические особенности судебных действий.
24.Психология допроса подсудимого, потерпевших и свидетелей в судебном заседании.
25.Коммуникативный, познавательный, удостоверительный аспекты деятельности судьи, обвинителя и адвоката.
26.Психология общения. Роль и особенности общения в деятельности юриста.
27.Судебная речь как разновидность официального общения. Психологическое
воздействие в процессе общения.
28.Система правомерного психического воздействия на личность осужденного с целью его ресоциализации.
29.Функциональная и структурная организация коллектива осужденных.
30.Детерминация преступного поведения. Взаимодействие объективных и субъективных факторов преступного поведения.
31.Психологические особенности следственной деятельности.
32. Проявление закономерностей восприятия в формировании свидетельских показаний.
33.Наблюдение и наблюдательность. Наблюдательность следователя при производстве отдельных следственных действий.
34.Психология конфликта в деятельности юриста.
35.Обыск как поисковая деятельность. Психология прячущего и ищущего.
36.Понятие воображения. Роль воображения в мотивации поведения. Формы воображения. Виды воображения. Функции воссоздающего и творческого воображения.
37.Психологические особенности допроса обвиняемых и подозреваемых.
38.Правомерное психическое воздействие с целью получения правдивых показаний.
39.Психология корыстных преступников.
40.Психологические особенности допроса потерпевших.
41.Психологические особенности допроса несовершеннолетних потерпевших.
42.Проявление и использование закономерностей памяти при допросе. Приемы оказания мнемической помощи в следственной практике.
43. Психологические особенности допроса свидетелей.
44.Психологические особенности допроса несовершеннолетних.
45. Понятие психологического котакта. Приемы установления психологического контакта с допрашиваемым.
46.Профессионально-психологические особенности личности следователя.
47.Психологические причины девиантного поведения молодежи.
48.Правовая социализация, правосознание и законоисполнительное поведение. Социализация личности. Дефекты социализации.
49.Психология деятельности прокурора в суде. Речь прокурора.
50.Поводы обязательного назначения СПЭ и постановка вопросов перед СПЭ.
51.Психология деятельности адвоката. Речь адвоката.
52.Психология предъявления доказательств.
53.Психология постановления приговора.
54.Насильственный тип преступника. Психологические особенности преступников профессионалов и рецедивистов.
55.Психология насильника и жертвы
56.Психологический портрет террориста.
57.Использование полиграфа при расследовании преступлений. Нетрадиционные приемы, используемые при допросе.
58.Психологические особенности женщин-преступниц.
59.Психологическая культура юриста.
60.Правовая социализация, правосознание и законоисполнительное поведение.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романов В.В. Юридическая психология: Хрестоматия : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079
Л1.2 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д. А. Юридическая психология: Учебник и практикум М. : Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чуфаровский, Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: Учебное пособие М. : Проспект, 2015 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=55019
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Юридическая психология" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.