Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 02_03_02_ФИиИТ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.
1.1. | приобретение базовых знаний и навыков в области системного анализа реальных процессов и объектов, исследования их свойств на основе математических методов и информационных технологий. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ОПК-3 | способностью к разработке алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования, математических, информационных и имитационных моделей, созданию информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, прикладных баз данных, тестов и средств тестирования систем и средств на соответствие стандартам и исходным требованиям |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные понятия теории систем и системного анализа, современные проблемы и направления развития методологии; - способы описания систем, подходы моделирования систем; - подходы измерения свойств объектов (качественно, либо количественно определенных); - методы оценки интегральных свойств объектов; - методы анализа закономерностей функционирования объектов; - методы анализа системы разнородных факторов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - грамотно оперировать терминами предметной области; - использовать изученные методы на практике; - правильно истолковывать результаты анализа. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - системного анализа объектов и процессов различной природы; - целеполагания, выделения элементарного состава системы, идентификации управляемых переменных, параметров, факторов внешней среды, результирующих признаков в системе; - сбора и обработки данных; - анализа отдельных свойств объектов и их совокупности, построения закономерностей их изменения, разработки системы взаимосвязанных факторов; - интерпретации (предметной) полученных результатов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория систем и системного анализа | ||||||
1.1. | История становления теории систем и системного анализа. Основные понятия теории систем и системного анализа. | Лекции | 5 | 1 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
1.2. | Система: определение, свойства, классификация. Общий алгоритм проведения системного исследования, способы описания систем, общеметодологические проблемы | Лекции | 5 | 1 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
1.3. | Чтение литературы по теме "Основы теории систем и системного анализа". | Сам. работа | 5 | 5 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
Раздел 2. Методы системного анализа | ||||||
2.1. | Методы измерения свойств объектов: ранги и шкалы, особенности применения и обработки данных | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.2. | Методы оценки интегральных свойств объекта: метод простой ранжировки, метод попарных сравнений | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.3. | Методы оценки интегральных свойств объекта: метод анализа иерархий | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.4. | Метод оценки интегральных свойств объекта: метод главных компонент | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.5. | Статистические модели систем: линейнаые регрессионные модели. Особенности разработки. Проблемы спецификации, идентификации, факторизации, наблюдения. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.6. | Статистические модели систем: логит-, пробит- и гомбит- регрессии, варианты прикладных задач, критерии качества моделей (ROC-анализ) | Лекции | 5 | 4 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.7. | Модели системы факторов: Баейсовские сети доверия | Лекции | 5 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.8. | Разработка шкал, сбор и предварительная обработка данных | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.9. | Вычисление рейтинга объекта методом простой ранжировки, методом попарных сравнений | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.10. | Вычисление рейтинга объекта методом анализа иерархий | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.11. | Вычисление рейтинга объекта методом главных компонент | Лабораторные | 5 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.12. | Статистическое моделирование: статистический анализ, линейная регрессия. | Лабораторные | 5 | 4 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.13. | Статистическое моделирование систем: разработка логистической модели регрессии, анализ качества модели, интерпретация коэффициентов модели | Лабораторные | 5 | 6 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.14. | Разработка Байесовской сети доверия (пакет Netica) | Лабораторные | 5 | 6 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.15. | Шкалы и ранги | Сам. работа | 5 | 15 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.16. | Вычисление рейтинга объектов | Сам. работа | 5 | 15 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.17. | Статистическое моделирование систем | Сам. работа | 5 | 16 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
2.18. | Разработка Байесовской сети доверия | Сам. работа | 5 | 15 | ОПК-3 | Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Тимофеев В. С., Фаддеенков А. В., Щеколдин В. Ю. | ЭКОНОМЕТРИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Дубина И.Н. | ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Балаганский И.А. | Прикладной системный анализ: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2013 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Заграновская А.В., Эйсснер Ю.Н. | ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЭКОНОМИКЕ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Волкова В.Н., Денисов А.А. | ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Орлов А.И. | Прикладная статистика: | М.: Экзамен, 2009 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Системный анализ и математическое моделирование сложных экологических и экономических систем. Теоретические основы и приложения: Научные монографии | Издательство Южного федерального университета, 2015 | biblioclub.ru | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Кузнецов В.В. - отв. ред. | СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л3.2 | АлтГУ, Мат. фак., Каф. теорет. кибернетики и прикл. математики | Теория систем и системный анализ [Электронный ресурс]: (пособие для практ. занятий): учеб. электрон. изд. для вузов | АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система "Лань". http://e.lanbook.com http://e.lanbook.com | |||
Э2 | Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru http://elibrary.ru | |||
Э3 | Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). http://www.mccme.ru/free-bookswww.mccme.ru/free-books | |||
Э4 | Библиотека моделей. http://www.netica.com | |||
Э5 | Электронная библиотечная система издательства "Юрайт". http://biblio-online.ru http://biblio-online.ru | |||
Э6 | "Системный анализ" страница дисциплины на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Табличный процессор, текстовый процессор, операционная система, файловый менеджер, доступ к интернет, архиватор, Acrobat Reader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов. - Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем. - При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания. |