МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Производство в суде присяжных
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01 Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, доцент, Дудко Н.А.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доцент, Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Производство в суде присяжных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция(уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 1511.

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины «Производство в суде присяжных» - специальная подготовка высококвалифицированных кадров в области уголовного судопроизводства, способных решать сложные задачи, возникающие в суде присяжных; умеющих применять правовые нормы и обеспечивать правопорядок в сфере уголовного судопроизводства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5:Процедур (алгоритмов,технологий) анализа и оценки фактических и юридических аспектов общественных отношений, входящих в соответствующую сферу правового регулирования
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5:Применять отдельные алгоритмы, технологии принятия юридически значимых решений в процессе правового регулирования общественных отношений в соответствующей сфере
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5:Навыками принятия юридически значимых решений в процессе правового регулирования общественных отношений в соответствующей сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История возникновения и развития суда присяжных
1.1. История возникновения и развития суда присяжных Лекции 9 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. История возникновения и развития суда присяжных Сам. работа 9 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Этапы становления суда присяжных в России
2.3. Этапы становления суда присяжных в России Практические 9 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Этапы становления суда присяжных в России Сам. работа 9 18 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Право обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей
3.5. Право обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей Практические 9 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Право обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей Сам. работа 9 14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Подсудность дел суду присяжных
4.7. Подсудность дел суду присяжных Практические 9 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.8. Подсудность дел суду присяжных Сам. работа 9 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Предварительное слушание. Ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных
5.9. Предварительное слушание. Ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных Практические 9 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.10. Предварительное слушание. Ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных Сам. работа 9 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Особенности производства в судебном разбирательстве
6.11. Особенности производства в судебном разбирательстве Сам. работа 9 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.12. Особенности производства в судебном разбирательстве Практические 9 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Особенности кассационного, надзорного производства
7.13. Особенности апелляционного, кассационного, надзорного производства Сам. работа 9 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.14. Особенности апелляционного, кассационного, надзорного производства Практические 9 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Основные этапы становления суда присяжных в России.
2. Предметная подсудность уголовных дел суду присяжных.
3. Территориальная подсудность уголовных дел суду присяжных.
4. Разъяснение обвиняемому права ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных.
5. Заявление ходатайства о суде присяжных, отказ от суда присяжных. Оформление.
6. Основания проведения предварительного слушания.
7. Порядок и сроки проведения предварительного слушания.
8. Решения, принимаемые по итогам предварительного слушания.
9. Основания признания доказательств недопустимыми.
10. Порядок исключения недопустимых доказательств.
11. Лица, участвующие в предварительном слушании.
12. Вопросы, разрешаемые судом в предварительном слушании, при назначении
судебного разбирательства с участием присяжных заседателей.
13. Подготовительная часть судебного разбирательства в суде присяжных.
14. Формирование коллегии присяжных заседателей.
15. Полномочия присяжных заседателей.
16. Судебное следствие в суде присяжных.
17. Вердикт присяжных заседателей: содержание, порядок вынесения.
18. Обсуждение последствий вердикта.
19. Постановление приговора в суде присяжных.
20. Особенности кассационного обжалования приговоров, постановленных судомс участием присяжных заседателей.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазарева В.А. - отв. ред., Тарасов А.А. - отв. ред. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/4A5C197A-AD97-4D7D-82A6-4AC6DB5DDCDB
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под рел. Жуйков Проблемы развития процессуального права РФ: М.: Норма, 2018 http://znanium.com/catalog/product/526438
Л2.2 под ред. Лебедева Практика применения УПК РФ: практическое пособие: М.: Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/praktika-primeneniya-ugolovno-processualnogo-kodeksa-rf-v-2-ch-chast-2-421411
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Производство в суде присяжных" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.