Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.04.03. История искусств |
Профиль | История отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства) |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z50_04_03_ИИ-23-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 183 | 183 | 183 | 183 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Отечественное искусство ХХ века: традиции и новации» является формирование у студентов базовых знаний в области истории отечественного искусства ХХ века и их применения в исследовании различных аспектов искусства России ХХ-ХХI вв. В ходе освоения курса решаются следующие задачи: •развитие навыка стилистического анализа художественных произведений, •развитие навыка сравнительного анализа художественных произведений, •умения определять место и значение произведений в культурно-историческом контексте развития искусства, •сформировать навык самостоятельной исследовательской работы, •научить объективной оценке художественных процессов в отечественном искусстве ХХ века. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-7 | способностью анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -историко-культурные условия формирования новаторских художественных взглядов в России на рубеже Х1Х-ХХ веков; -основные художественные направления русского авангарда, определения понятий и терминов, ключевые и программные произведения русского авангарда; -научную информацию по курсу, свободно и творчески применять профессиональные знания. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -анализировать и соотносить художественные процессы в России начала ХХ века и политической ситуацией; -определять место и значение произведений в культурно-историческом контексте развития искусства; -давать объективную оценку художественных процессов в отечественном искусстве ХХ века; -самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой; -решать исследовательские задачи в области истории отечественного изобразительного искусства и архитектуры ХХ века. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -навыками сбора и систематизации информации, умением пользоваться аналитическими методами и синтетическими методами для выявления проблемы в рамках поставленных задач; -навыками стилистического анализа художественных произведений; -навыками сравнительного анализа художественных произведений, профессиональной терминологией, глубокими и системными знаниями о закономерностях и формах художественной практики в России ХХ в. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Изобразительное искусство в годы Гражданской войны | ||||||
1.1. | Характеристика состояния русского искусства предреволюционной России. | Лекции | 2 | 2 | ПК-7 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Конспектируйте труд Федорова-Давыдова А.А. Русское и советское искусство: статьи и очерки (М., 1975 г.) | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-7 | Л1.1 |
1.3. | Первые мероприятия Советской власти в области изобразительного искусства | Лекции | 2 | 4 | ПК-7 | Л1.1 |
1.4. | Составьте таблицу "Первые мероприятия Советской власти в области изобразительного искусства" | Практические | 2 | 4 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Реферирование труда Стернина Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX в. (М., 1976 г.) | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-7 | Л1.1 |
1.6. | Изучение источника "План монументальной пропаганды". | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-7 | Л1.1 |
1.7. | Политический плакат | Практические | 2 | 2 | ПК-7 | Л1.1 |
1.8. | Составьте описание особенностей станковой живописи, графики начала XX века | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Выставочная деятельность крупнейших творческих объединений 20-30-х гг. | ||||||
2.1. | Изобразительное искусство 1921 -1931гг. Общая характеристика. | Лекции | 2 | 4 | ПК-7 | Л1.1 |
2.2. | Возникновение крупнейшего творческого объединения 1920-х годов – «Ассоциация художников Революционной России» (АХРР) 1922 г., с 1928 г. – Ассоциация художников Революции». | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-7 | Л1.1 |
2.3. | Особенности творческого пути различных творческих объединений: ОМХ (Общество московских художников» 1927 г., «Четыре искусства» 1924 г., «Круг» 1925 г., Общее стремление этих объединений, идти в ногу с современностью и бороться за мастерство. | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-7 | Л1.1 |
2.4. | Выставка «10 лет РККА» (1928 г.) и «Художники РСФСР за 15 лет» (1932 г.). Различия и творческая борьба идейно - профессиональных установок внутри отдельных объединений | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-7 | Л1.1 |
2.5. | Художественные организации и группы: ИНХУК (Институт художественной культуры), «производственники» и «ЛЕФ» (Левый Фронт искусства). | Сам. работа | 2 | 7 | ПК-7 | Л1.1 |
2.6. | Выход изобразительного искусства на международную аренду.Становление и развитие советской художественной школы. | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 3. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны | ||||||
3.1. | Создание единого творческого Союза советских художников. Укрепление и развитие социалистического реализма как единого творческого метода искусства и литературы | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-7 | Л1.1 |
3.2. | Решение вопроса синтеза живописи, скульптуры и архитектуры. Развитие монументальных форм искусства. Решительная перестройка высшего художественного образования. | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Перелом в профессиональном обучении и коренная перестройка учебного процесса на основе принципов реализма в художественных институтах Москвы, Ленинграда и других городов | Практические | 2 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Возросший уровень советской полиграфии и широкое развитие не только ксилографии, но и других графических техник в иллюстрации. | Практические | 2 | 2 | ПК-7 | Л1.1 |
Раздел 4. Особенности художественного процесса в СССР послевоенный период | ||||||
4.1. | Подъем художественного творчества в союзных республиках. Отображение в искусстве своеобразия национальных характеров, быта, труда и природы. Взаимосвязь изобразительного искусства народов СССР | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-7 | Л1.1 |
4.2. | Преобразование Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР (1947 г.) – высшее научное учреждение, объединяющее наиболее выдающихся деятелей в области изобразительного искусства, осуществляющее подготовку художников (живопг.исцев, скульпторов, графиков). | Практические | 2 | 2 | ПК-7 | Л1.1 |
4.3. | Роль Академии художеств СССР в развитии традиций искусства народов СССР, и в частности, русской реалистической школы. | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-7 | Л1.1 |
4.4. | Особенности изобразительного искусства в 80-х гг. | Лекции | 2 | 2 | ПК-7 | Л1.1 |
4.5. | Особенности изобразительного искусства в 80-х гг. | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-7 | Л1.1 |
4.6. | Экзамен | Экзамен | 2 | 9 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Москалюк М.В. | Русское искусство конца XIX – начала XX века: учебное пособие | СФУ // ЭБС Университетская бибилотека он-лайн, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364036 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Заварихин С.П. | Архитектура второй половины XX века: учебник для академического бакалавриата | Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Луначарский, А.В | Об искусстве. - Т. 2. Русское советское искусство.: учебное пособие | Директ-Медия // ЭБС Университетская бибилотека он-лайн, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271698 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История искусства авангарда | www.krugosvet.ru | ||
Э2 | Каземир Малевич | www.k-malevich.ru | ||
Э3 | Василий Кандинский | www.wassilykandinsky.ru | ||
Э4 | Произведения П. Кончаловского | allpainters.ru | ||
Э5 | Русский авангард | www.avangardism.ru | ||
Э6 | Конструктивизм в архитектуре XX века | porusski.me | ||
Э7 | Советская живопись | dianov-art.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |