МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Искусство Монголии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.иск., доц., Мелехова К.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Искусство Монголии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: На основе изучения закономерностей развития культуры Монголии, выделить особенности формирования современного искусства, а также сформировать способность понимать, критически анализировать и использовать в практической деятельности полученные знания
Задачи дисциплины:
•познакомить студентов с особенностями древнего искуссва Монголии и выявить значение интеграционных процессов на формирование кочевой культуры;
•сформировать понимание значения буддизма-ламаизма для формирования художественных принципов в монгольском искусстве в период средневековья;
•выявить степень влияния русской художественной школы на развитие искусства Монголии в ХХ веке;
•определить причины обращения к традиционным художественным принципам в современном искусстве Монголии, и выявить закономерности появления направления «монгол-зураг».

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-об особенностях культуры и искусства Монголии, о роли интеграции культурных элементов в формировании искусства Монголии. Основные техники, форматы и виды художественных практик Монголии;
- традиционные принципы классификаций произведений и мастеров;основные концепции о происхождении и значении искусства, его положения в общей системе знаний;

3.2.Уметь:
3.2.1.- знать характерные черты эстетики кочевой и оседлой культуры Монголии; памятники архитектуры, скульптуры, живописи, ДПИ Монголии; основные этапы развития искусства Монголии.
- уметь соотносить памятники искусства с периодами истории Монголии; выявлять причины формирования художественных принципов в монгольском искусстве; объяснять значение интеграционных процессов в искусстве и их влияние на художественные традиции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- профессионального художественного видения особенностей монгольского искусства;
- использования приемов научного анализа произведений искусства Монголии;
- владения понятийным аппаратом, используемом в курсе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности формирования и развития культуры и искусства Монголии.
1.1. Предмет, цели и задачи курса. Лекции 1 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Древнее искусство Монголии. Кочевая культурная традиция. Практические 1 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Особенности кочевого уклада и его влияние на архитектуру, декоративно-прикладное искусство Монголии.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 1 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Древние верования у кочевых народов и их влияние на искусство. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 1 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Искусство Монголии XV – XIX вв.
2.1. Религиозная живопись на свитках. Сам. работа 1 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Скульптурная школа Дзанабадзара. Сам. работа 1 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Влияние на развитие монгольского искусства культуры Китая и Тибета.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 1 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Иконография в монгольском изобразительном искусстве. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 1 5 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Искусство рубежа XIX – XX вв.
3.1. Приобщение монгольских художников к традициям европейской художественной школы через систему художественного образования России. Сам. работа 1 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Значение культурной политики СССР в развитии искусства Монголии. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 1 5 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Роль художественных мастерских ведущих педагогов Академии художеств в формировании изобразительного искусства Монголии в ХХ веке. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 1 7 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Реалистическое изобразительное искусство – важная составляющая художественной культуры Монголии ХХ века.(Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). Сам. работа 1 8 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Современное искусство Монголии.
4.1. Динамика стилей и направлений в художественной жизни современной Монголии. Лекции 1 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Российско-монгольские культурные связи на Алтае в XXI веке. Практические 1 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Значение культурных связей Монголии и России на современном этапе. Живопись, графика, скульптура.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 1 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Тема Монголии в творчестве алтайских живописцев.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). Сам. работа 1 5 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Зачет 1 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Культура и искусство Монголии в период первобытнообщинного строя.
2. Памятники древности: наскальные рисунки (петроглифы), каменные писаницы раскрывающие страницы жизни и быта племен и народов, некогда населявших территорию Монголии.
2. Синтез искусств: кочевая архитектура, декоративно-прикладное искусство, религиозная живопись, скульптура.
3. Значение монгольского орнамента в развитии искусства.
4. Распространение буддизма, его влияние на древнюю кочевую культуру и искусство.
5. Особенности архитектуры Каракорума, градостроительные принципы.
6. Стилеобразование на примере дворцового комплекса Угэдэй-хана.
5. Проникновение тибетского ламаизма; религиозная философия, мистическая символика, развитие просвещения, зодчества, изобразительного и декоративного искусства, каллиграфии и ремесел в 16 в.
6. Монументальное зодчество в конце XVI в. Монастырский комплекс Эрдэни-Зуу, храмовый ансамбль Гурван-Зуу.
7. Скульптура Монголии XVII-XIX вв. Творчество Дзанабадзара и его школа.
8. Живопись Монголии XVII-XIX вв. Проблема канона в восточном искуссвте.
9. Общественно-политическая обстановка в Монголии и ее роль для развития искусства.
10. Изменения в искусстве Монголии в связи с образованием МНР.
11. Творчество Марзана Шарава.
12. Творческий метод Дамдина Сурена.
13. Творчество Уржинэ Ядамсурена.
14. Роль СССР в становлении новых художественных методов.
15. Значение Академии художеств России и художественных мастерских ведущих педагогов Непринцева, Серебряного, Герасимова, Моисеенко и др.
16. Художники Монголии сер. XX века.
17. Эволюция творческого метода Ням-Осорына Цултема.
18. Интеграция культур Запада и Азии на примере искусства Монголии.
19. "Монгол-зураг" - традиционная живопись Монголии.
20. Современное искусство Монголии.
21. Искусство Монголии в музеях России.
22. Искусство Монголии в музеях и галереях Монголии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Культура Монголии в эпоху маньчжурского господства (конец XVII – начало XX вв.)(реферат)
Изобразительное искусство Монголии на рубеже XIX-ХХ веков.(Курсовая работа)
Изменения в художественной жизни Монголии в связи с возникновением Монгольской Народной Республики.(курсовая работа)
Искусство Монголии: художественная форма и традиция. (курсовая работа)
Проблема жанра в монгольском искусстве ХХ - нач. XIX вв. (курсовая работа)
Искусство Монголии. Проблемы эстетического своеобразия (эссе)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. А. Мелехова Искусство Монголии: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мелехова К.А., Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века: монография Барнаул: ИП Колмогоров И.А.// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л2.2 Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. История искусства: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Веб-ресурсы по Искусству Монголии
Э2 http://www.bibliotekar.ru
Э3 http://www.artyx.ru
Э4 Сайт Российской Академии художеств
Э5 http://www.rah.ru
Э6 Сайт Государственного музея искусства народов Востока
Э7 http://www.orientmuseum.ru
Э8 Библиотека с электронными источниками литературы.
Э9 http://elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.