Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цель дисциплины: На основе изучения закономерностей развития культуры Монголии, выделить особенности формирования современного искусства, а также сформировать способность понимать, критически анализировать и использовать в практической деятельности полученные знания Задачи дисциплины: •познакомить студентов с особенностями древнего искуссва Монголии и выявить значение интеграционных процессов на формирование кочевой культуры; •сформировать понимание значения буддизма-ламаизма для формирования художественных принципов в монгольском искусстве в период средневековья; •выявить степень влияния русской художественной школы на развитие искусства Монголии в ХХ веке; •определить причины обращения к традиционным художественным принципам в современном искусстве Монголии, и выявить закономерности появления направления «монгол-зураг». |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-6 | способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -об особенностях культуры и искусства Монголии, о роли интеграции культурных элементов в формировании искусства Монголии. Основные техники, форматы и виды художественных практик Монголии; - традиционные принципы классификаций произведений и мастеров;основные концепции о происхождении и значении искусства, его положения в общей системе знаний; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - знать характерные черты эстетики кочевой и оседлой культуры Монголии; памятники архитектуры, скульптуры, живописи, ДПИ Монголии; основные этапы развития искусства Монголии. - уметь соотносить памятники искусства с периодами истории Монголии; выявлять причины формирования художественных принципов в монгольском искусстве; объяснять значение интеграционных процессов в искусстве и их влияние на художественные традиции. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - профессионального художественного видения особенностей монгольского искусства; - использования приемов научного анализа произведений искусства Монголии; - владения понятийным аппаратом, используемом в курсе. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Особенности формирования и развития культуры и искусства Монголии. | ||||||
1.1. | Предмет, цели и задачи курса. | Лекции | 1 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Древнее искусство Монголии. Кочевая культурная традиция. | Практические | 1 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Особенности кочевого уклада и его влияние на архитектуру, декоративно-прикладное искусство Монголии.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Древние верования у кочевых народов и их влияние на искусство. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Искусство Монголии XV – XIX вв. | ||||||
2.1. | Религиозная живопись на свитках. | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Скульптурная школа Дзанабадзара. | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Влияние на развитие монгольского искусства культуры Китая и Тибета.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Иконография в монгольском изобразительном искусстве. (Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). | Сам. работа | 1 | 5 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Искусство рубежа XIX – XX вв. | ||||||
3.1. | Приобщение монгольских художников к традициям европейской художественной школы через систему художественного образования России. | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Значение культурной политики СССР в развитии искусства Монголии. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). | Сам. работа | 1 | 5 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Роль художественных мастерских ведущих педагогов Академии художеств в формировании изобразительного искусства Монголии в ХХ веке. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). | Сам. работа | 1 | 7 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.4. | Реалистическое изобразительное искусство – важная составляющая художественной культуры Монголии ХХ века.(Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку). | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 4. Современное искусство Монголии. | ||||||
4.1. | Динамика стилей и направлений в художественной жизни современной Монголии. | Лекции | 1 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.2. | Российско-монгольские культурные связи на Алтае в XXI веке. | Практические | 1 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Значение культурных связей Монголии и России на современном этапе. Живопись, графика, скульптура.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.4. | Тема Монголии в творчестве алтайских живописцев.(Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы). | Сам. работа | 1 | 5 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
4.5. | Зачет | 1 | 4 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Культура и искусство Монголии в период первобытнообщинного строя. 2. Памятники древности: наскальные рисунки (петроглифы), каменные писаницы раскрывающие страницы жизни и быта племен и народов, некогда населявших территорию Монголии. 2. Синтез искусств: кочевая архитектура, декоративно-прикладное искусство, религиозная живопись, скульптура. 3. Значение монгольского орнамента в развитии искусства. 4. Распространение буддизма, его влияние на древнюю кочевую культуру и искусство. 5. Особенности архитектуры Каракорума, градостроительные принципы. 6. Стилеобразование на примере дворцового комплекса Угэдэй-хана. 5. Проникновение тибетского ламаизма; религиозная философия, мистическая символика, развитие просвещения, зодчества, изобразительного и декоративного искусства, каллиграфии и ремесел в 16 в. 6. Монументальное зодчество в конце XVI в. Монастырский комплекс Эрдэни-Зуу, храмовый ансамбль Гурван-Зуу. 7. Скульптура Монголии XVII-XIX вв. Творчество Дзанабадзара и его школа. 8. Живопись Монголии XVII-XIX вв. Проблема канона в восточном искуссвте. 9. Общественно-политическая обстановка в Монголии и ее роль для развития искусства. 10. Изменения в искусстве Монголии в связи с образованием МНР. 11. Творчество Марзана Шарава. 12. Творческий метод Дамдина Сурена. 13. Творчество Уржинэ Ядамсурена. 14. Роль СССР в становлении новых художественных методов. 15. Значение Академии художеств России и художественных мастерских ведущих педагогов Непринцева, Серебряного, Герасимова, Моисеенко и др. 16. Художники Монголии сер. XX века. 17. Эволюция творческого метода Ням-Осорына Цултема. 18. Интеграция культур Запада и Азии на примере искусства Монголии. 19. "Монгол-зураг" - традиционная живопись Монголии. 20. Современное искусство Монголии. 21. Искусство Монголии в музеях России. 22. Искусство Монголии в музеях и галереях Монголии. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Культура Монголии в эпоху маньчжурского господства (конец XVII – начало XX вв.)(реферат) Изобразительное искусство Монголии на рубеже XIX-ХХ веков.(Курсовая работа) Изменения в художественной жизни Монголии в связи с возникновением Монгольской Народной Республики.(курсовая работа) Искусство Монголии: художественная форма и традиция. (курсовая работа) Проблема жанра в монгольском искусстве ХХ - нач. XIX вв. (курсовая работа) Искусство Монголии. Проблемы эстетического своеобразия (эссе) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К. А. Мелехова | Искусство Монголии: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мелехова К.А., Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская | Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века: монография | Барнаул: ИП Колмогоров И.А.// ЭБС АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. | История искусства: | Белый город, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Веб-ресурсы по Искусству Монголии | |||
Э2 | http://www.bibliotekar.ru | |||
Э3 | http://www.artyx.ru | |||
Э4 | Сайт Российской Академии художеств | |||
Э5 | http://www.rah.ru | |||
Э6 | Сайт Государственного музея искусства народов Востока | |||
Э7 | http://www.orientmuseum.ru | |||
Э8 | Библиотека с электронными источниками литературы. | |||
Э9 | http://elibrary.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - четкое и системное планирование самостоятельной работы; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |