Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.01. Культурология |
Профиль | Креативный менеджмент: продюсирование |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v51_03_01_КМП-34-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Ознакомление студентов с широким спектром альтернативных стратегий организации развивающей (компенсирующей и профилактической) работы с молодежью, которые существуют в современном образовательном пространстве, формирование у студентов представлений о различных направлениях и формах молодежной субкультуры. Способствовать усвоению основных положений курса и умению их применять при анализе проблем молодежной субкультуры. Помочь студентам в изучении теоретических положений курса с использованием логических, историко-хронологических, диалектических, системных,структурно-функциональных и сравнительных приемов и способов исследования различных проявлений молодежной субкультуры. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОПК-1 | способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик |
ПК-4 | готовностью к использованию современного знания о культуре и социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные понятия и теоретические подходы к исследованию содержания и направлений развития современной молодежной субкультуры; - закономерности исторического развития культуры и общества и определению места в нем молодежной субкультуры; - формы культурного общения и принципы социально-психологической работы и взаимодействия с молодежью; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - аргументировать свою позицию, используя полученные знания, обобщать и систематизировать информацию; - организовывать и планировать работу с молодыми людьми в молодежных сообществах; - оперативно принимать решения, в том числе в кризисных ситуациях; иметь способность к выработке нестандартных решений; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - основными понятиями и концептуальными положениями современных подходов к анализу современных молодежных субкультур, видеть его основные противоречия, положительные и отрицательные стороны; - различными методологическими приемами при анализе различных направлений молодежной субкультуры. - навыками выступления перед аудиторией, участия в дискуссии; - применять полученные знания теоретические положения курса при анализе проблем организации работы с молодежью. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Теоретико-методологические проблемы курса "Молодежные субкультуры" | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Генезис молодежной субкультуры и различные подходы к ее изучению | Практические | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Типология молодежных субкультур | ||||||
2.1. | Типологии молодежных субкультур. Классификации молодежных культур. Основания классификации молодежных культур. | Лекции | 7 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Типологии молодежных субкультур. Классификации молодежных культур. Основания классификации молодежных культур. | Практические | 7 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Классификации молодежных субкультур | Сам. работа | 7 | 24 | ОПК-1, ПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Молодежная контркультура. Контркультурные группы | ||||||
3.1. | Понятие контркультура в широких и узком смысле. Ч. Рейч и Т. Роззак о контркультуре. Контркультурная ориентация некоторых молодежных неформальных объединений. Основные причины появления молодежной контркультуры | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Молодежная субкультура как форма протеста. | Практические | 7 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Игровые, символические и коммуникативные составляющие молодежной субкультуры | Сам. работа | 7 | 26 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Культура и субкультура потребления (гламур). Развлекательно-гедонистское направление молодежной субкультуры | ||||||
4.1. | Молодежные субкультуры Запада | Лекции | 7 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Распространение молодежных субкультур в России | Практические | 7 | 12 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Распространение молодежных субкультур в России | Сам. работа | 7 | 26 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кулемзин А. М. | Историко-культурное наследие и общество : теория и методика охраны памятников: учебное пособие: | Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры (КемГИК), 2018 | biblioclub.ru |
Л1.2 | А. С. Мамонтов, П. В. Морослин, С. П. Мамонтов, Н. Ю. Григорьевя | Культурология: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А.П. Садохин | Культурология. Словарь терминов, понятий, имен : | М.: Директ-Медиа, - // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Рожанский Ф. И - "Сленг Хиппи" | all-culture.ru | ||
Э2 | Словари сленгов неформалов | teenslang.su | ||
Э3 | Субкультура Онлайн | all-culture.ru | ||
Э4 | Субкультуры - Моды | www.subcult.ru | ||
Э5 | Субкультуры - неформальные движения молодежи | www.sub-culture.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Правила самостоятельной работы с литературой Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим: • Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; • Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время). • Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть. • Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц). • Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах). • Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время. Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия. Основные виды систематизированной записи прочитанного: Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта. Методические рекомендации по составлению конспекта: При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы. Методические указания по подготовке к зачёту Основное в подготовке к зачёту – это повторение всего материала курса. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к зачёту будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения. В дни подготовки к зачёту избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к зачёту по ночам, является вредным мифом. При подготовке к сдаче зачёту старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к зачёту, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени. При подготовке к зачёту следует особое внимание обратить на следующие моменты: • Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале). • Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей. • Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и зачёт сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале. • Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения. Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачёте может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте. |