Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 197 | 197 | 197 | 197 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Цель: сформировать у студентов целостное представление об искусствоведении как составной части научной мысли и духовной культуры общества. Задачи: 1. Изучить процесс и основные этапы возникновения и развития научных знаний об искусстве. 2. Познакомить с методологией истории искусства. 3. Дать представление о системе взаимосвязей между теорией и методами научного познания истории искусства. 4. Научить применять научные методы в искусствоведческом исследовании. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-3 | знанием современных методологических принципов и методических приемов исследований по всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства |
ПК-4 | способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций |
ПК-7 | способностью к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -процесс и основные этапы возникновения и развития научных знаний об искусстве; -основные концепции методологических принципов и приемов истории искусства как науки -особенности взаимосвязей между теорией и методами научного познания истории искусства; -используемые в современной методологии истории искусства методы информационно-коммуникационных технологий для решения задач информационной безопасности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -изучать проводить самостоятельные исследования работ в соответствии с профилем ОП бакалавриата, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ОП бакалавриата; -критически воспринимать концепции различных историографических школ; -решать исследовательские задачи, опираясь на принципы научной методологии в анализе историко-художественных процессов; -проводить поиск научной информации с использованием общих и специализированных баз данных |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -методами решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры; -навыками самостоятельной работы с источниками и литературой, устного научного выступления, редакторской работы с научным текстом,способностью к организации научных мероприятий; -использовать современные методологические принципы и методические приемы анализа различных школ методологии истории искусства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Процесс и основные этапы возникновения и развития знаний об искусств. Общие проблемы развития искусства в исторической мысли | ||||||
1.1. | Методология истории искусства как научная и учебная дисциплина. Ранние донаучные формы науки об искусстве: от античности до Нового времени | Лекции | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Методология истории искусства как научная и учебная дисциплина. Ранние донаучные формы науки об искусстве: от античности до Нового времени | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Функции искусствоведения как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Ранние донаучные формы науки об искусстве: от античности до Нового времени | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Становление искусствоведения как науки. Общие проблемы искусства в исторической мысли | Лекции | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
1.6. | Становление искусствоведения как науки. Общие проблемы искусства в исторической мысли | Практические | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
1.7. | Становление искусствоведения как науки. Общие проблемы искусства в исторической мысли | Сам. работа | 5 | 25 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
1.8. | Становление истории искусства в русской культуре XVII-XIX веков, их связь с идейно-политическими течениями | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
1.9. | Становление истории искусства в русской культуре XVII-XIX веков, их связь с идейно-политическими течениями | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
1.10. | Становление и эволюция различных направлений и школ в зарубежной историографии искусства конца ХIХ-ХХ вв. | Практические | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
1.11. | Становление и эволюция различных направлений и школ в зарубежной историографии искусства конца ХIХ-ХХ вв. | Сам. работа | 5 | 30 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
1.12. | Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной историографии ХХ века, их связь с идейно-политическими течениями | Практические | 5 | 2 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
1.13. | Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной историографии ХХ века, их связь с идейно-политическими течениями | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Методология искусствоведения. Наиболее крупные конкретные художественные, историко-культурные и социологические проблемы в историографии различных направлений | ||||||
2.1. | Методология исследований по искусствоведческой проблематике | Лекции | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Методология исследований по искусствоведческой проблематике | Сам. работа | 5 | 12 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Методы в искусствоведении | Лекции | 5 | 1 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Методы в искусствоведении | Сам. работа | 5 | 30 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Методика подготовки устного научного выступления, редакторской работы с научным текстом,способностью к организации научных мероприятий | Сам. работа | 5 | 30 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Методы информационно-коммуникационных технологий для решения задач информационной безопасности в области искусствоведения | Сам. работа | 5 | 30 | ОПК-1, ПК-3, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Экзамен по дисциплине | Экзамен | 5 | 9 | ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 | Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ФОС в приложении к РПД |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Процесс и основные этапы возникновения и развития знаний об искусстве, превращения их в науку. Функции искусствоведения как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии. Общие проблемы развития искусства в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные художественные, историко-культурные и социологические проблемы в историографии различных направлений. Витрувий «10 книг об архитектуре». Ч.Ченнино «Трактат о живописи». Л.Б.Альберти «3 книги о живописи». Л. да Винчи «Книга о живописи». Д.Вазари «Жизнеописания наиболее знаменательных живописцев, скульпторов и архитекторов» К. Ван Мандер «Книга о художниках». «История искусства древности» И. Винкельмана. Научные методы исследования памятников искусства. Роль археологии в становлении искусствоведения как науки. Формальная школа в искусствознании. Зарождение отечественного искусствознания. Деятельность А.В. Прахова, Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова. Роль Академии художеств в развитии искусствоведения (В.В. Суслов, П.П. Покрышкин). Становление отечественного искусствознания в ХХ веке. Советское искусствознание 1920-х годов (В.И. Лазарев, А.Г. Габричевский, В.Е. Гиацинтов). Отечественное искусствознание на рубеже ХХ-XХI столетий. Зарубежное искусствознание на рубеже ХХ-XХI столетий. Наука. Научное знание, его специфика и строение. Понятие о методологии и методе в науке. Определение метода научного познания. Метод в искусствознании. Понятие о комплексной методике. Гипотеза и доказательство в искусствознании. Источники в искусствоведческом исследовании. Формальный метод. Биографический метод в искусствознании. Стилистический анализ как основа искусствоведческого исследования. Иконографический метод в искусствознании. Иконологический метод в искусствознании. Социологический метод в искусствознании. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОС в приложении к РПД |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ванеян С.С. | Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии : учебное пособие | М.: Прогресс-Традиция //ЭБС "Унивесритетская библиотека он-лайн", 2010 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Гуменюк, А.Н. | Искусствоведение: морфология пластических искусств: учебное пособие | Издательство ОмГТУ, 2017., 2017 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская | История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т. М. Степанская, Л. И. Нехвядович, А. Л. Усанова | Гуманитарное знание - основа университетского образования: монография | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Жданова, С.Н. | Информационная культура личности: социально-педагогический аспект: учебное пособие | Москва : ФЛИНТА,, 2016 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482645 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отечеств. и зарубеж. искусства | Актуальные проблемы методологии истории искусства: раб. прогр. дисциплины | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | [авт.-сост. Л.И. Нехвядович] | Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
Л3.3 | Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова | Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. | www.akunb.altlib.ru | ||
Э3 | Курс о современном искусстве от МоМА | www.moma.org | ||
Э4 | Курс по истории искусства от Оксфордского университета | itunes.apple.com | ||
Э5 | Курс в Moodle "Методология истории искусства" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru; 5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Правила самостоятельной работы с литературой: Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим: • Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; • Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время). • Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть. • Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц). • Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах). • Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время. Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия. Основные виды систематизированной записи прочитанного: Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта. Методические рекомендации по составлению конспекта: При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы. |