МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология истории искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 197
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 197 197 197 197
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, зав.кафедрой, декан, Л.И. Нехвядович

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, зав.кафедрой, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Методология истории искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: сформировать у студентов целостное представление об искусствоведении как составной части научной мысли и духовной культуры общества.
Задачи:
1. Изучить процесс и основные этапы возникновения и развития научных знаний об искусстве.
2. Познакомить с методологией истории искусства.
3. Дать представление о системе взаимосвязей между теорией и методами научного познания истории искусства.
4. Научить применять научные методы в искусствоведческом исследовании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-3 знанием современных методологических принципов и методических приемов исследований по всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства
ПК-4 способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций
ПК-7 способностью к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-процесс и основные этапы возникновения и развития научных знаний об искусстве;
-основные концепции методологических принципов и приемов истории искусства как науки
-особенности взаимосвязей между теорией и методами научного познания истории искусства;
-используемые в современной методологии истории искусства методы информационно-коммуникационных технологий для решения задач информационной безопасности
3.2.Уметь:
3.2.1.-изучать проводить самостоятельные исследования работ в соответствии с профилем ОП бакалавриата, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ОП бакалавриата;
-критически воспринимать концепции различных историографических школ;
-решать исследовательские задачи, опираясь на принципы научной методологии в анализе историко-художественных процессов;
-проводить поиск научной информации с использованием общих и специализированных баз данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-методами решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры;
-навыками самостоятельной работы с источниками и литературой, устного научного выступления, редакторской работы с научным текстом,способностью к организации научных мероприятий;
-использовать современные методологические принципы и методические приемы анализа различных школ методологии истории искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Процесс и основные этапы возникновения и развития знаний об искусств. Общие проблемы развития искусства в исторической мысли
1.1. Методология истории искусства как научная и учебная дисциплина. Ранние донаучные формы науки об искусстве: от античности до Нового времени Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Методология истории искусства как научная и учебная дисциплина. Ранние донаучные формы науки об искусстве: от античности до Нового времени Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Функции искусствоведения как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Ранние донаучные формы науки об искусстве: от античности до Нового времени Сам. работа 5 12 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Становление искусствоведения как науки. Общие проблемы искусства в исторической мысли Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Становление искусствоведения как науки. Общие проблемы искусства в исторической мысли Практические 5 1 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Становление искусствоведения как науки. Общие проблемы искусства в исторической мысли Сам. работа 5 25 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Становление истории искусства в русской культуре XVII-XIX веков, их связь с идейно-политическими течениями Практические 5 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Становление истории искусства в русской культуре XVII-XIX веков, их связь с идейно-политическими течениями Сам. работа 5 12 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Становление и эволюция различных направлений и школ в зарубежной историографии искусства конца ХIХ-ХХ вв. Практические 5 1 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Становление и эволюция различных направлений и школ в зарубежной историографии искусства конца ХIХ-ХХ вв. Сам. работа 5 30 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной историографии ХХ века, их связь с идейно-политическими течениями Практические 5 2 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной историографии ХХ века, их связь с идейно-политическими течениями Сам. работа 5 8 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Методология искусствоведения. Наиболее крупные конкретные художественные, историко-культурные и социологические проблемы в историографии различных направлений
2.1. Методология исследований по искусствоведческой проблематике Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Методология исследований по искусствоведческой проблематике Сам. работа 5 12 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Методы в искусствоведении Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Методы в искусствоведении Сам. работа 5 30 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Методика подготовки устного научного выступления, редакторской работы с научным текстом,способностью к организации научных мероприятий Сам. работа 5 30 ОПК-1, ПК-3, ПК-4 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Методы информационно-коммуникационных технологий для решения задач информационной безопасности в области искусствоведения Сам. работа 5 30 ОПК-1, ПК-3, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Экзамен по дисциплине Экзамен 5 9 ОПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7 Л3.3, Л1.1, Л3.2, Л2.2, Л1.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Процесс и основные этапы возникновения и развития знаний об искусстве, превращения их в науку.
Функции искусствоведения как составной части духовной культуры общества.
Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии.
Общие проблемы развития искусства в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные художественные, историко-культурные и социологические проблемы в историографии различных направлений.
Витрувий «10 книг об архитектуре».
Ч.Ченнино «Трактат о живописи».
Л.Б.Альберти «3 книги о живописи».
Л. да Винчи «Книга о живописи».
Д.Вазари «Жизнеописания наиболее знаменательных живописцев, скульпторов и архитекторов»
К. Ван Мандер «Книга о художниках».
«История искусства древности» И. Винкельмана.
Научные методы исследования памятников искусства.
Роль археологии в становлении искусствоведения как науки.
Формальная школа в искусствознании.
Зарождение отечественного искусствознания. Деятельность А.В. Прахова, Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова.
Роль Академии художеств в развитии искусствоведения (В.В. Суслов, П.П. Покрышкин).
Становление отечественного искусствознания в ХХ веке.
Советское искусствознание 1920-х годов (В.И. Лазарев, А.Г. Габричевский, В.Е. Гиацинтов).
Отечественное искусствознание на рубеже ХХ-XХI столетий.
Зарубежное искусствознание на рубеже ХХ-XХI столетий.
Наука. Научное знание, его специфика и строение.
Понятие о методологии и методе в науке.
Определение метода научного познания.
Метод в искусствознании.
Понятие о комплексной методике.
Гипотеза и доказательство в искусствознании.
Источники в искусствоведческом исследовании.
Формальный метод.
Биографический метод в искусствознании.
Стилистический анализ как основа искусствоведческого исследования.
Иконографический метод в искусствознании.
Иконологический метод в искусствознании.
Социологический метод в искусствознании.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии : учебное пособие М.: Прогресс-Традиция //ЭБС "Унивесритетская библиотека он-лайн", 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Гуменюк, А.Н. Искусствоведение: морфология пластических искусств: учебное пособие Издательство ОмГТУ, 2017., 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. М. Степанская, Л. И. Нехвядович, А. Л. Усанова Гуманитарное знание - основа университетского образования: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Жданова, С.Н. Информационная культура личности: социально-педагогический аспект: учебное пособие Москва : ФЛИНТА,, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482645
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отечеств. и зарубеж. искусства Актуальные проблемы методологии истории искусства: раб. прогр. дисциплины Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 [авт.-сост. Л.И. Нехвядович] Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л3.3 Е.В. Евглевская, О.В. Немцева, Т.В. Щербакова, Т.В. Лакиза, Л.А. Гончарова, Т.И. Полякова Информационно-библиографический поиск: учебное электронное издание для студентов высших учебных заведений Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. www.akunb.altlib.ru
Э3 Курс о современном искусстве от МоМА www.moma.org
Э4 Курс по истории искусства от Оксфордского университета itunes.apple.com
Э5 Курс в Moodle "Методология истории искусства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой:
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время.
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.