МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Искусство Стран Дальнего Востока: Китай, Япония

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Мелехова К.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Искусство Стран Дальнего Востока: Китай, Япония

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.4014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение комплексом знаний по проблемам и направлениям изучения истории искусства стран Востока (Китай, Япония),приобретение опыта и навыков сравнительного анализа, поиска общего и особенного в искусстве стран дальневосточной культуры. В ходе изучения программы достигается формирование основных представлений о наиболее важных характеристиках, ценностных ориентирах и функциях искусства Дальнего Востока, его основных отличиях от искусства Запада, и специфических формах
его проявления. В учебнй программе доминирующей является конкретно - историческая информация о развитии искусства на территории стран дальневосточного географического региона ( Китай, Япония ) с учетом информации по сопредельным территориям. В ходе учебного курса студенты должны овладеть базовой информацией о содержании процессов развития духовной культуры Дальнего Востока с целью использования полученных знаний для успешного проведения курсового, дипломного проектирования, участия в студенческих научных работах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Проблему синтеза различных видов искусств как характерную особенность искусства Востока;
3.2.Уметь:
3.2.1.Сформировать основные представления о наиболее важных характеристиках, ценностных ориентирах и функциях искусства Дальнего Востока, его основных отличиях от искусства Запада, и его специфических формах, присущих отдельным этносам и государствам Дальнего Востока.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использовать полученные знания для успешного проведения курсового, дипломного проектирования, участия в студенческих научных работах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие о дальневосточной (конфуцианской)цивилизации.
1.1. Особенности культуры Дальнего Востока Лекции 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Проблема изучения искусства Востока Практические 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Источники изучения искусства Востока: Шу-цзинь, Кодзики, Нихонги Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Искусство Китая
2.1. Особенности искусства Китая Лекции 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Роль религиозных систем в искусстве Китая Практические 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Искусство древнего периода Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Искусство Яншао и Луншань Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. особенности искусства периодоа Чжоу и Чжаньго Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Тенденции развития культуры и искусства в период Шан-Инь, Чжаньго, Цинь и Хань Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Искусство периода Шан-Инь Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Искусство периодов Чжоу и Чжаньго Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Искусство периода Цинь Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1
2.10. Искусство периода Хань Сам. работа 2 6 ПК-6 Л1.1, Л2.2
2.11. Художественные традиции средневековья Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.12. Искусство Раннего средневековья Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.13. Особенности культуры средневековья в периоды: Северная Вэй Сам. работа 2 8 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.14. Классика средневековой культуры в период Тан Сам. работа 2 8 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.15. Многообразие направлений в период Сун Сам. работа 2 8 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.16. Тенденции развития искусства в периоды Тан и Сун Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.17. Эволюция стиля в период средневековой классики (периоды: Тан и Сун) Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.18. Особенности китайского традиционного зодчества в период Мин Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.19. Искусство периодов Юань Сам. работа 2 8 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.20. Проблемы стиля в период Юань Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.21. Монументальные задачи искусства Китая в период Мин Сам. работа 2 8 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.22. Искусство позднего средневековья Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.23. Традиционная китайская живопись на свитках Сам. работа 2 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.24. Влиаяние китайского искусства на культуру сопредельных территорий (Корею, Японию) Сам. работа 2 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.25. Зачет 2 4 ПК-6
Раздел 3. Искуссво Японии
3.1. Особенности культуры и искусства Японии Лекции 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Роль религии в формировании и развитии искусства Японии Практические 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Синтоизм и его значение для культуры Японии Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Искусство девнего периода Лекции 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Особенности культуры Дзёмон, Яёи и Кофун Практические 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Проблема формирования и развития японской археологии как науки Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Искусство Японии раннего средневековья: Асука, Нара, Хэйан Лекции 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.8. Развитие архитектуры и изобразительного искусства в период раннего средневековья Сам. работа 2 5 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.9. Буддийская культура и ее значение в истории японского искусства Сам. работа 2 5 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.10. Светское искусство в период Хэйан Сам. работа 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.11. Эволюция стиля в период Камакура Сам. работа 2 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.12. Искусство самураев Сам. работа 2 6 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.13. Эстетика в культуре Японии в период зрелого средневековья (Камакура, Муромати, Момояма) Лекции 2 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.14. Садово-парковое искусство и его роль в развитии культуры Японии Сам. работа 2 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.15. Искусство периода Токугава (Эдо) Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.16. Укиё-э как традиционное направление в живописи Японии в период позднего средневековья Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.17. Особенности декоративно-прикладного искусства Японии Сам. работа 2 9 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.18. Экзамен 2 9 ПК-6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. История искусства: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. biblioclub.ru
Л2.2 Виноградова, Н.А. Китай, Корея, Япония: образ мира в искусстве. : Сборник научных статей Прогресс-Традиция, , 2010. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Искусство Китая, Монголии, Кореи и Японии Искусство Китая artyx.ru
Э2 Искусство Японии и Китая: традиции, наследие, стилизация sitekid.ru
Э3 Искусство Востока culture.wikireading.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.