Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-5-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | 3 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 12 | 12 | 18 | 18 |
Практические | 4 | 4 | 6 | 6 | 10 | 10 |
Сам. работа | 130 | 130 | 45 | 45 | 175 | 175 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 9 | 9 | 13 | 13 |
Итого | 144 | 144 | 72 | 72 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории отечественного и зарубежного искусства Т.М. Степанская
1.1. | Овладение комплексом знаний по проблемам и направлениям изучения истории искусства стран Востока (Китай, Япония),приобретение опыта и навыков сравнительного анализа, поиска общего и особенного в искусстве стран дальневосточной культуры. В ходе изучения программы достигается формирование основных представлений о наиболее важных характеристиках, ценностных ориентирах и функциях искусства Дальнего Востока, его основных отличиях от искусства Запада, и специфических формах его проявления. В учебнй программе доминирующей является конкретно - историческая информация о развитии искусства на территории стран дальневосточного географического региона ( Китай, Япония ) с учетом информации по сопредельным территориям. В ходе учебного курса студенты должны овладеть базовой информацией о содержании процессов развития духовной культуры Дальнего Востока с целью использования полученных знаний для успешного проведения курсового, дипломного проектирования, участия в студенческих научных работах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-6 | способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Проблему синтеза различных видов искусств как характерную особенность искусства Востока; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Сформировать основные представления о наиболее важных характеристиках, ценностных ориентирах и функциях искусства Дальнего Востока, его основных отличиях от искусства Запада, и его специфических формах, присущих отдельным этносам и государствам Дальнего Востока. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Использовать полученные знания для успешного проведения курсового, дипломного проектирования, участия в студенческих научных работах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие о дальневосточной (конфуцианской)цивилизации. | ||||||
1.1. | Особенности культуры Дальнего Востока | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
1.2. | Проблема изучения искусства Востока | Практические | 2 | 2 | Л1.2 | |
1.3. | Источники изучения искусства Востока: Шу-цзинь, Кодзики, Нихонги | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 2. Искусство Китая | ||||||
2.1. | Особенности искусства Китая | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л1.2 | |
2.2. | Роль религиозных систем в искусстве Китая | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л1.2 | |
2.3. | Искусство древнего периода | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.2 | |
2.4. | Искусство Яншао и Луншань | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.1 | |
2.5. | особенности искусства периодоа Чжоу и Чжаньго | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.2 | |
2.6. | Тенденции развития культуры и искусства в период Шан-Инь, Чжаньго, Цинь и Хань | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.2 | |
2.7. | Искусство периода Шан-Инь | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1 | |
2.8. | Искусство периодов Чжоу и Чжаньго | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1, Л1.2 | |
2.9. | Искусство периода Цинь | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.1, Л1.2 | |
2.10. | Искусство периода Хань | Сам. работа | 2 | 6 | Л1.2 | |
2.11. | Художественные традиции средневековья | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.12. | Искусство Раннего средневековья | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.2, Л2.1 | |
2.13. | Особенности культуры средневековья в периоды: Северная Вэй | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.2, Л2.1 | |
2.14. | Классика средневековой культуры в период Тан | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.2, Л2.1 | |
2.15. | Многообразие направлений в период Сун | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.2, Л2.1 | |
2.16. | Тенденции развития искусства в периоды Тан и Сун | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.2, Л2.1 | |
2.17. | Эволюция стиля в период средневековой классики (периоды: Тан и Сун) | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.2, Л2.1 | |
2.18. | Особенности китайского традиционного зодчества в период Мин | Сам. работа | 2 | 4 | Л2.1 | |
2.19. | Искусство периодов Юань | Сам. работа | 2 | 6 | Л2.1 | |
2.20. | Проблемы стиля в период Юань | Сам. работа | 2 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 | |
2.21. | Монументальные задачи искусства Китая в период Мин | Сам. работа | 2 | 8 | Л2.1 | |
2.22. | Искусство позднего средневековья | Лекции | 2 | 2 | Л2.1 | |
2.23. | Традиционная китайская живопись на свитках | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Искуссво Японии | ||||||
3.1. | Особенности культуры и искусства Японии | Лекции | 3 | 2 | Л1.3 | |
3.2. | Роль религии в формировании и развитии искусства Японии | Практические | 3 | 2 | Л1.3 | |
3.3. | Синтоизм и его значение для культуры Японии | Сам. работа | 3 | 0 | Л1.3 | |
3.4. | Искусство девнего периода | Лекции | 3 | 2 | Л1.3 | |
3.5. | Особенности культуры Дзёмон, Яёи и Кофун | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.2, Л1.3 | |
3.6. | Проблема формирования и развития японской археологии как науки | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.3 | |
3.7. | Искусство Японии раннего средневековья: Асука, Нара, Хэйан | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.3 | |
3.8. | Буддийская эпоха. Искусство периода Асука и Нара | Практические | 3 | 2 | Л1.3 | |
3.9. | Развитие архитектуры и изобразительного искусства в период раннего средневековья | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.2, Л1.3 | |
3.10. | Буддийская культура и ее значение в истории японского искусства | Сам. работа | 3 | 8 | Л2.1, Л1.3 | |
3.11. | Светское искусство в период Хэйан | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.3 | |
3.12. | Эволюция стиля в период Камакура | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л1.3 | |
3.13. | Искусство самураев | Сам. работа | 3 | 8 | Л2.1 | |
3.14. | Эстетика в культуре Японии в период зрелого средневековья (Камакура, Муромати, Момояма) | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л1.3 | |
3.15. | Искусство периода Токугава (Эдо) | Лекции | 3 | 2 | Л2.1, Л1.3 | |
3.16. | Укиё-э как традиционное направление в живописи Японии в период позднего средневековья | Сам. работа | 3 | 8 | Л1.2, Л2.1, Л1.3 | |
3.17. | Особенности декоративно-прикладного искусства Японии | Сам. работа | 3 | 5 | Л1.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.Особенности культуры Дальнего Востока 2.Проблема изучения искусства Востока 3. Источники изучения искусства Востока: Шу-цзинь, Кодзики, Нихонги 4. Особенности искусства Китая 5. Роль религиозных систем в искусстве Китая 5. Искусство древнего периода Яншао 6. Искусство древнего периода Луншань 7. Искусство периода Шан-Инь 8. Особенности искусства периодоа Чжоу и Чжаньго 9. Тенденции развития культуры и искусства в период Цинь 10. Искусство периода Хань 11. Художественные традиции средневековья 12. Искусство Раннего средневековья 13. Особенности культуры средневековья в периоды: Северная Вэй 14.Классика средневековой культуры в период Тан 15. Многообразие направлений в период Сун 16. Искусство периода Юань 17. Особенности китайского традиционного задчества в период Мин 18. Искусство позднего средневековья 19. Традиционная китайская живопись на свитках 20. Влиаяние китайского искусства на культуру сопредельных территорий (Корею, Японию) 21. Общая характеристика развития искусства и культуры Японии. Периодизация. 22. Искусство древнего времени. Особенности древней культуры Дзёмон. 23. Искусство древнего времени. Символика и типы керамических сосудов периода Яёи. 24. Искусство древнего времени: роль погребальных курганов в культуре Кофун. 25. Роль мифологии в архитектуре и изобразительном искусстве Японии в древний период. 26. Характерные черты и их значение в синтоистском архитектурном памятнике в Исэ. 27. Искусство периода Асука и Нара. Общая характеристика. Значение буддизма в искусстве Японии. 28. Особенности стиля в архитектуре периодов Асука и Нара. 29. Образный строй и стилистические черты в скульптуре периода Асука. 30. Образный строй и стилистические черты в скульптуре периода Нара. 31. Буддийские сюжеты в живописи периода Асука и Нара. 32. Искусство периода Хэйан. Формирование светской культуры, её выражение в архитектурных формах и в изобразительном искусстве. 33. Развитие храмового и дворцового зодчества в период Хэйан. 34. Эволюция образно-стилистического строя в скульптуре периода Хэйан. 35. Художественные особенности в светской живописи Японии периода Хэйан. 36. Искусство периода Камакура. Влияние идеологии сёгуната и секты Дзэн на формирование и развитие искусства в период Камакура. 37. Монументальное зодчество и роль учения секты Дзэн на характерные черты архитектуры. 38. Эволюция скульптуры как вида изобразительного искусства в период Камакура. 39. Значение портрета в живописи периода Камакура. 40. Проявление синтеза направлений в искусстве периода Мурамати. 41. Формирование и развитие архитектурного типа сёин-дзукури в период Муромати. 42. Картина мира в садово-парковом искусстве Японии в период Муромати. 43. Типология сада в японском искусстве. 44. Тяною как эстетическая форма искусства Японии. 45. Декоративно-прикладное искусство в период Муромати. 46. Художественные особенности японской монохромной живописи. Творческий метод Сэссю. 47. Архитектурный стиль феодального замка в период Момояма. 48. Живопись периода Момояма. 49. Декоративная живопись периода Момояма. Творчество Кано Эйтоку. 50. Роль символов в искусстве и культуре Японии. 51. Общая характеристика искусства периода Токугава (Эдо). 52. Архитектура периода Токугава (Эдо). 53. Изобразительное искусство периода Токугава (Эдо). 54. Уникальность живописи «укиё-э». Мастера «укиё-э». |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Проблема соотношения знака и орнамента на керамике эпохи неолита в Китае. Великая китайская стена и гробница императора Цинь Ши-хуан-ди как памятники монументального искусства Китая. Особенности классической пейзажной живописи в эпоху Сун. Распространение в Китае махаянистического буддизма и его значение для развития стиля в пагодах,скальных буддийский храмах и монастырях. Живопись на свитках и теория искусства IV-V вв. н.э. Синтез каллиграфии и живописи Сложение религиозной системы синто – «путь Богов» и ее роль в формировании искусства архиетктуры на примере памятника в Исэ. Значение хэйанского периода в развитии национального японского искусства. Самурайский кодекс «бусидо» («путь воина») и сформированное новым мировоззрением искусство. Социальные основы искусства укиё-э. Садово-парковый ландшафт в Восточной традиции: на примере Японии и Китая Китайская новогодняя картина няньхуа. Японские нецкэ Каллиграфия в странах дальневосточного региона. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сокольникова Н.М. | История изобразительного искусства: учебник для высшего профессионального образования: | М.: Академия, – , 2011 г. | |
Л1.2 | Гоголев К.Н. | Индия, Китай, Япония.: | М. : Айрис-пресс, 2004 | |
Л1.3 | Стэнли-Бейкер Джоан | Искусство Японии : | М. : СЛОВО / SLOVO, 2002 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Фишер Р.Е. | Искусство буддизма: | М. : СЛОВО/SLOVO, 2001 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Windows Power Point Microsoft Office Windows Media Center | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; -четкое и системное планирование самостоятельной работы; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: - ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); - работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |