МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Искусство Стран Дальнего Востока: Китай, Япония

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-5-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 175
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 12 12 18 18
Практические 4 4 6 6 10 10
Сам. работа 130 130 45 45 175 175
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 144 144 72 72 216 216

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Мелехова К.А.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Искусство Стран Дальнего Востока: Китай, Япония

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории отечественного и зарубежного искусства Т.М. Степанская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории отечественного и зарубежного искусства Т.М. Степанская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение комплексом знаний по проблемам и направлениям изучения истории искусства стран Востока (Китай, Япония),приобретение опыта и навыков сравнительного анализа, поиска общего и особенного в искусстве стран дальневосточной культуры. В ходе изучения программы достигается формирование основных представлений о наиболее важных характеристиках, ценностных ориентирах и функциях искусства Дальнего Востока, его основных отличиях от искусства Запада, и специфических формах
его проявления. В учебнй программе доминирующей является конкретно - историческая информация о развитии искусства на территории стран дальневосточного географического региона ( Китай, Япония ) с учетом информации по сопредельным территориям. В ходе учебного курса студенты должны овладеть базовой информацией о содержании процессов развития духовной культуры Дальнего Востока с целью использования полученных знаний для успешного проведения курсового, дипломного проектирования, участия в студенческих научных работах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Проблему синтеза различных видов искусств как характерную особенность искусства Востока;
3.2.Уметь:
3.2.1.Сформировать основные представления о наиболее важных характеристиках, ценностных ориентирах и функциях искусства Дальнего Востока, его основных отличиях от искусства Запада, и его специфических формах, присущих отдельным этносам и государствам Дальнего Востока.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использовать полученные знания для успешного проведения курсового, дипломного проектирования, участия в студенческих научных работах, подготовки научных публикаций по итогам самостоятельного исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие о дальневосточной (конфуцианской)цивилизации.
1.1. Особенности культуры Дальнего Востока Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Проблема изучения искусства Востока Практические 2 2 Л1.2
1.3. Источники изучения искусства Востока: Шу-цзинь, Кодзики, Нихонги Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Искусство Китая
2.1. Особенности искусства Китая Сам. работа 2 8 Л1.1, Л1.2
2.2. Роль религиозных систем в искусстве Китая Сам. работа 2 8 Л1.1, Л1.2
2.3. Искусство древнего периода Сам. работа 2 8 Л1.2
2.4. Искусство Яншао и Луншань Сам. работа 2 4 Л1.1
2.5. особенности искусства периодоа Чжоу и Чжаньго Сам. работа 2 4 Л1.2
2.6. Тенденции развития культуры и искусства в период Шан-Инь, Чжаньго, Цинь и Хань Сам. работа 2 8 Л1.2
2.7. Искусство периода Шан-Инь Сам. работа 2 6 Л1.1
2.8. Искусство периодов Чжоу и Чжаньго Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.2
2.9. Искусство периода Цинь Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.2
2.10. Искусство периода Хань Сам. работа 2 6 Л1.2
2.11. Художественные традиции средневековья Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Искусство Раннего средневековья Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1
2.13. Особенности культуры средневековья в периоды: Северная Вэй Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1
2.14. Классика средневековой культуры в период Тан Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1
2.15. Многообразие направлений в период Сун Сам. работа 2 8 Л1.2, Л2.1
2.16. Тенденции развития искусства в периоды Тан и Сун Сам. работа 2 4 Л1.2, Л2.1
2.17. Эволюция стиля в период средневековой классики (периоды: Тан и Сун) Сам. работа 2 4 Л1.2, Л2.1
2.18. Особенности китайского традиционного зодчества в период Мин Сам. работа 2 4 Л2.1
2.19. Искусство периодов Юань Сам. работа 2 6 Л2.1
2.20. Проблемы стиля в период Юань Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.21. Монументальные задачи искусства Китая в период Мин Сам. работа 2 8 Л2.1
2.22. Искусство позднего средневековья Лекции 2 2 Л2.1
2.23. Традиционная китайская живопись на свитках Практические 2 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Искуссво Японии
3.1. Особенности культуры и искусства Японии Лекции 3 2 Л1.3
3.2. Роль религии в формировании и развитии искусства Японии Практические 3 2 Л1.3
3.3. Синтоизм и его значение для культуры Японии Сам. работа 3 0 Л1.3
3.4. Искусство девнего периода Лекции 3 2 Л1.3
3.5. Особенности культуры Дзёмон, Яёи и Кофун Сам. работа 3 4 Л1.2, Л1.3
3.6. Проблема формирования и развития японской археологии как науки Сам. работа 3 4 Л1.3
3.7. Искусство Японии раннего средневековья: Асука, Нара, Хэйан Лекции 3 2 Л1.2, Л1.3
3.8. Буддийская эпоха. Искусство периода Асука и Нара Практические 3 2 Л1.3
3.9. Развитие архитектуры и изобразительного искусства в период раннего средневековья Сам. работа 3 8 Л1.2, Л1.3
3.10. Буддийская культура и ее значение в истории японского искусства Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.3
3.11. Светское искусство в период Хэйан Практические 3 2 Л2.1, Л1.3
3.12. Эволюция стиля в период Камакура Лекции 3 2 Л2.1, Л1.3
3.13. Искусство самураев Сам. работа 3 8 Л2.1
3.14. Эстетика в культуре Японии в период зрелого средневековья (Камакура, Муромати, Момояма) Лекции 3 2 Л2.1, Л1.3
3.15. Искусство периода Токугава (Эдо) Лекции 3 2 Л2.1, Л1.3
3.16. Укиё-э как традиционное направление в живописи Японии в период позднего средневековья Сам. работа 3 8 Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.17. Особенности декоративно-прикладного искусства Японии Сам. работа 3 5 Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Особенности культуры Дальнего Востока
2.Проблема изучения искусства Востока
3. Источники изучения искусства Востока: Шу-цзинь, Кодзики, Нихонги
4. Особенности искусства Китая
5. Роль религиозных систем в искусстве Китая
5. Искусство древнего периода Яншао
6. Искусство древнего периода Луншань
7. Искусство периода Шан-Инь
8. Особенности искусства периодоа Чжоу и Чжаньго
9. Тенденции развития культуры и искусства в период Цинь
10. Искусство периода Хань
11. Художественные традиции средневековья
12. Искусство Раннего средневековья
13. Особенности культуры средневековья в периоды: Северная Вэй
14.Классика средневековой культуры в период Тан
15. Многообразие направлений в период Сун
16. Искусство периода Юань
17. Особенности китайского традиционного задчества в период Мин
18. Искусство позднего средневековья
19. Традиционная китайская живопись на свитках
20. Влиаяние китайского искусства на культуру сопредельных территорий (Корею, Японию)
21. Общая характеристика развития искусства и культуры Японии. Периодизация.
22. Искусство древнего времени. Особенности древней культуры Дзёмон.
23. Искусство древнего времени. Символика и типы керамических сосудов периода Яёи.
24. Искусство древнего времени: роль погребальных курганов в культуре Кофун.
25. Роль мифологии в архитектуре и изобразительном искусстве Японии в древний период.
26. Характерные черты и их значение в синтоистском архитектурном памятнике в Исэ.
27. Искусство периода Асука и Нара. Общая характеристика. Значение буддизма в искусстве Японии.
28. Особенности стиля в архитектуре периодов Асука и Нара.
29. Образный строй и стилистические черты в скульптуре периода Асука.
30. Образный строй и стилистические черты в скульптуре периода Нара.
31. Буддийские сюжеты в живописи периода Асука и Нара.
32. Искусство периода Хэйан. Формирование светской культуры, её выражение в архитектурных формах и в изобразительном искусстве.
33. Развитие храмового и дворцового зодчества в период Хэйан.
34. Эволюция образно-стилистического строя в скульптуре периода Хэйан.
35. Художественные особенности в светской живописи Японии периода Хэйан.
36. Искусство периода Камакура. Влияние идеологии сёгуната и секты Дзэн на формирование и развитие искусства в период Камакура.
37. Монументальное зодчество и роль учения секты Дзэн на характерные черты архитектуры.
38. Эволюция скульптуры как вида изобразительного искусства в период Камакура.
39. Значение портрета в живописи периода Камакура.
40. Проявление синтеза направлений в искусстве периода Мурамати.
41. Формирование и развитие архитектурного типа сёин-дзукури в период Муромати.
42. Картина мира в садово-парковом искусстве Японии в период Муромати.
43. Типология сада в японском искусстве.
44. Тяною как эстетическая форма искусства Японии.
45. Декоративно-прикладное искусство в период Муромати.
46. Художественные особенности японской монохромной живописи. Творческий метод Сэссю.
47. Архитектурный стиль феодального замка в период Момояма.
48. Живопись периода Момояма.
49. Декоративная живопись периода Момояма. Творчество Кано Эйтоку.
50. Роль символов в искусстве и культуре Японии.
51. Общая характеристика искусства периода Токугава (Эдо).
52. Архитектура периода Токугава (Эдо).
53. Изобразительное искусство периода Токугава (Эдо).
54. Уникальность живописи «укиё-э». Мастера «укиё-э».




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Проблема соотношения знака и орнамента на керамике эпохи неолита в Китае.
Великая китайская стена и гробница императора Цинь Ши-хуан-ди как памятники монументального искусства Китая.
Особенности классической пейзажной живописи в эпоху Сун.
Распространение в Китае махаянистического буддизма и его значение для развития стиля в пагодах,скальных буддийский храмах и монастырях.
Живопись на свитках и теория искусства IV-V вв. н.э.
Синтез каллиграфии и живописи
Сложение религиозной системы синто – «путь Богов» и ее роль в формировании искусства архиетктуры на примере памятника в Исэ.
Значение хэйанского периода в развитии национального японского искусства.
Самурайский кодекс «бусидо» («путь воина») и сформированное новым мировоззрением искусство.
Социальные основы искусства укиё-э.
Садово-парковый ландшафт в Восточной традиции: на примере Японии и Китая
Китайская новогодняя картина няньхуа.
Японские нецкэ
Каллиграфия в странах дальневосточного региона.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учебник для высшего профессионального образования: М.: Академия, – , 2011 г.
Л1.2 Гоголев К.Н. Индия, Китай, Япония.: М. : Айрис-пресс, 2004
Л1.3 Стэнли-Бейкер Джоан Искусство Японии : М. : СЛОВО / SLOVO, 2002
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фишер Р.Е. Искусство буддизма: М. : СЛОВО/SLOVO, 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.