Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.04.03. Искусство костюма и текстиля |
Профиль | Мода и бизнес |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | v54_04_03_МиБ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 21,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 6 | 6 | 20 | 20 |
Практические | 12 | 12 | 24 | 24 | 36 | 36 |
Сам. работа | 82 | 82 | 51 | 30 | 133 | 112 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 87 | 216 | 195 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Систематическое изложение основных исследовательских методов и подходов, выработанных искусствознанием на протяжении его развития как научной дисциплины и имеющихся в арсенале этой науки на сегодняшний день. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОК-2 | способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности |
ОК-6 | способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности |
ПК-5 | способность понимать современные проблемы в области технологии и художественного проектирования изделий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - важнейшие концепты методологии искусствознания в историческом контексте; - современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в учебном процессе и педагогической деятельности, пропаганде художественного наследия; - место истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания; - сущность взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применить знание методологии искусствознания в своей научно-исследовательской работе; - использовать полученные знания при осуществлении экспертных и аналитических работ; - анализировать и объяснять с методологических позиций историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства; - самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширяющие и углубляющие научное мировоззрение; - применять современные методы и методики как в самостоятельных научно-исследовательских работах, так и в соответствии с профилем ООП магистратуры; - готовить аналитическую информацию (с учётом историко-культурного, искусствоведческого, художественного и цивилизационного контекста) для взаимодействия с структурами государственной власти; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками анализа и атрибуции памятников искусства в соответствии с разными методологическими подходами; - методами критического анализа собственной научной и прикладной деятельности; - методами анализа, синтеза и критического осмысления информации на основе комплексных научных методов; - навыками анализа и обобщения результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов; - навыками подготовки и проведения научных семинаров, конференций, подготовки и редактирования научных публикаций; - методами экспертно-аналитической работы при разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, так же связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением, изучением и пропагандой художественного наследия в деятельности различных социальных институтов и масс-медиа. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История науки как история её методов (пути сложения современного искусствознания | ||||||
1.1. | Первоначальный период (Античность и Средние века) | Лекции | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1 |
1.2. | Эпоха Возрождения и Вазари | Сам. работа | 1 | 34 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Барокко и классицизм в истории искусствознания. Начало истории искусства как науки (эпоха Винкельмана | Практические | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Особенности анализа событий художественно-эстетического содержания и направленности | Лекции | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Искусствознание в пределах всеобщей истории | Сам. работа | 1 | 20 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII-XIX вв. | ||||||
2.1. | Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII-XVIII вв. | Лекции | 1 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Проработка лекций | Сам. работа | 1 | 28 | ОК-2, ОК-6, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Искусствоведческая мысль в русской культуре XIX в | Практические | 1 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Зачет | 1 | 0 | ОК-2, ОК-6, ПК-5 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Анализ формы (морфология искусства) | ||||||
3.1. | Формально-стилистический метод. Структурный анализ в искусствознании | Лекции | 2 | 0 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Иконология Э. Панофского, Э. Гомбриха, иконология в понимании Г. Зедльмайра и В. Хофманна (иконологический метод применительно к постклассическому искусству 19-20 вв.) | Практические | 2 | 8 | ОК-2, ОК-6 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Альтернативные теории художественной формы и формально-стилистические методики | Сам. работа | 2 | 14 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Венская школа искусствознания. Традиции английского и французского формализма | Практические | 2 | 10 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Иконология. Герменевтика искусства как современная форма содержательного подхода (опыт преодоления неоплатонических тенденций иконологии) | Лекции | 2 | 0 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание. Ю. Лотман. Б. Успенский | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Психологические, социологические, религиозные подходы к искусству. Проблемы анализа и интерпретации | Лекции | 2 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание. Ю.Лотман. Б.Успенский | Практические | 2 | 6 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Подходы художественной критики в изучении произведений искусства. Литературные формы (жанр эссеизма) | Сам. работа | 2 | 0 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.10. | Экзамен | 2 | 27 | ОК-2, ОК-6 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гребенникова Т.Г. | История и методология исследования культурного и природного наследия: учебное пособие | Издательство Алтайского государственного университета, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | сборник научных трудов | Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну: сборник научных трудов | Кемерово : КемГИК, ЭБС Лань, 2014 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Г.И. Рузавин | Методология научного познания : учебник | М.: Юнити-Дана, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115020 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Л. И. Нехвядович | Актуальные проблемы методологии истории искусства: рабочая программа дисциплины | Изд-во АлтГУ,, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Методология истории искусства | iskunstvo.info | ||
Э2 | Программа курса "Методология искусства" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий, зачет в форме тестирования и экзамен. Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах. Выполнение практических и письменных заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций. Выполнение практических заданий является условием допуска к зачету и экзамену. Экзамен должен начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Преподаватель принимает экзамен только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки. Экзамен проводится в форме ответа на один вопрос в билете, а также защиты портфолио учебных работ, выполненных в процессе освоения дисциплины. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины. Максимальное время на подготовку ответа — 30 минут. Критерии оценки ответа студента на экзамене, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов до начала экзаменационных испытаний. Результат объявляется студенту непосредственно после завершения ответов студента. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит экзаменационные испытания повторно. |