МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_ХПК-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 135
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 12 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 8 8 26 26
Практические 14 14 32 32 46 46
Сам. работа 76 76 59 59 135 135
Часы на контроль 0 0 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.ф . н. , доцент, М. В. Давыденко

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Систематическое изложение основных исследовательских методов и подходов, выработанных искусствознанием на протяжении его развития как научной дисциплины и имеющихся в арсенале этой науки на сегодняшний день.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
ОК-6 способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
ПК-5 способность понимать современные проблемы в области технологии и художественного проектирования изделий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- важнейшие концепты методологии искусствознания в историческом контексте;
- современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в учебном процессе и педагогической деятельности, пропаганде художественного наследия;
- место истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания;
- сущность взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке;
3.2.Уметь:
3.2.1.- применить знание методологии искусствознания в своей научно-исследовательской работе;
- использовать полученные знания при осуществлении экспертных и аналитических работ;
- анализировать и объяснять с методологических позиций историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства;
- самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширяющие и углубляющие научное мировоззрение;
- применять современные методы и методики как в самостоятельных научно-исследовательских работах, так и в соответствии с профилем ООП магистратуры;
- готовить аналитическую информацию (с учётом историко-культурного, искусствоведческого, художественного и цивилизационного контекста) для взаимодействия с структурами государственной власти;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками анализа и атрибуции памятников искусства в соответствии с разными методологическими подходами;
- методами критического анализа собственной научной и прикладной деятельности;
- методами анализа, синтеза и критического осмысления информации на основе комплексных научных методов;
- навыками анализа и обобщения результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;
- навыками подготовки и проведения научных семинаров, конференций, подготовки и редактирования научных публикаций;
- методами экспертно-аналитической работы при разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, так же связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением, изучением и пропагандой художественного наследия в деятельности различных социальных институтов и масс-медиа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История науки как история её методов (пути сложения современного искусствознания
1.1. Первоначальный период (Античность и Средние века) Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.2, Л3.1, Л2.1
1.2. Эпоха Возрождения и Вазари Сам. работа 1 34 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Барокко и классицизм в истории искусствознания. Начало истории искусства как науки (эпоха Винкельмана Практические 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Особенности анализа событий художественно-эстетического содержания и направленности Лекции 1 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Искусствознание в пределах всеобщей истории Сам. работа 1 20 ОК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII-XIX вв.
2.1. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII-XVIII вв. Лекции 1 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Проработка лекций Сам. работа 1 22 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Искусствоведческая мысль в русской культуре XIX в Практические 1 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Специфика психолого-педагогических и социологических исследований в области искусства и художественного образования Лекции 1 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.5. Зачет 1 0 ОК-2, ОК-6, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Анализ формы (морфология искусства)
3.1. Формально-стилистический метод. Структурный анализ в искусствознании Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Иконология Э. Панофского, Э. Гомбриха, иконология в понимании Г. Зедльмайра и В. Хофманна (иконологический метод применительно к постклассическому искусству 19-20 вв.) Практические 2 8 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.1
3.3. Альтернативные теории художественной формы и формально-стилистические методики Сам. работа 2 14 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Венская школа искусствознания. Традиции английского и французского формализма Практические 2 10 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.5. Концепции А. Ригля и М. Дворжака Сам. работа 2 18 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.6. Иконология. Герменевтика искусства как современная форма содержательного подхода (опыт преодоления неоплатонических тенденций иконологии) Лекции 2 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.7. Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание. Ю. Лотман. Б. Успенский Сам. работа 2 16 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.8. Семиотика в искусствознании Практические 2 8 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.9. Психологические, социологические, религиозные подходы к искусству. Проблемы анализа и интерпретации Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.10. Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание. Ю.Лотман. Б.Успенский Практические 2 6 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.11. Подходы художественной критики в изучении произведений искусства. Литературные формы (жанр эссеизма) Сам. работа 2 11 ОК-2 Л1.1, Л2.1
3.12. Экзамен 2 9 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. История и методология исследования культурного и природного наследия: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сборник научных трудов Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну: сборник научных трудов Кемерово : КемГИК, ЭБС Лань, 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Г.И. Рузавин Методология научного познания : учебник М.: Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115020
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л. И. Нехвядович Актуальные проблемы методологии истории искусства: рабочая программа дисциплины Изд-во АлтГУ,, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методология истории искусства iskunstvo.info
Э2 Программа курса "Методология искусства" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий, зачет в форме тестирования и экзамен. Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах.
Выполнение практических и письменных заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций. Выполнение практических заданий является условием допуска к зачету и экзамену.
Экзамен должен начинаться в указанное в расписании время и проводиться в отведенной для этого аудитории. Преподаватель принимает экзамен только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.
Экзамен проводится в форме ответа на один вопрос в билете, а также защиты портфолио учебных работ, выполненных в процессе освоения дисциплины. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины. Максимальное время на подготовку ответа — 30 минут. Критерии оценки ответа студента на экзамене, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов до начала экзаменационных испытаний. Результат объявляется студенту непосредственно после завершения ответов студента. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит экзаменационные испытания повторно.