МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, В.П. Федюкин

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, И.В. Черданцева

Рабочая программа дисциплины
Философия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью и задачами освоения учебной дисциплины «Философия» являются формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- специфику философии как способа познания и духовного освоения мира;
- основные философские категории и специфику их понимания в различных исторических типах философии и авторских подходах
- ключевые философские проблемы и методы их исследования;
- основные направления и проблематику современной философии;
- круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- выявлять практическую ценность определенных философских положений и основания, на которых строится философская концепция или система;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- навыками ведения дискуссии и полемики;
- навыками аналитической оценки социально-гуманитарного материала;
- навыками выражения и обоснования собственной позиции относительно современных социогуманитарных проблем и конкретных философских позиций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре.
1.1. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Функции философии. Структура философского знания. Границы научного и философского знания. Отношения философии и религии. Понятие культуры. Место и роль философии в культуре.Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Лекции 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Структура философского знания. Функции философии. Структура философского знания. Границы научного и философского знания. Отношения философии и религии. Понятие культуры. Место и роль философии в культуре.Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Проблема определения философии в работе М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики» Философия - не мировоззренческая проповедь. Философия – не наука, или не доросла до статуса науки. Философия – ностальгия, тяга повсюду быть дома. Практические 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Проблема определения философии в работе М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики» Философия - не мировоззренческая проповедь. Философия – не наука, или не доросла до статуса науки. Философия – ностальгия, тяга повсюду быть дома. Сам. работа 1 4 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
2.1. Специфика культурного развития Востока и Запада как фактор многообразия философских учений. Философия Древнего Востока. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Основные школы и направления древнеиндийской философии. Философия Древнего Китая, ее основные черты и особенности. Основные школы древнекитайской философии. Лекции 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Специфика культурного развития Востока и Запада как фактор многообразия философских учений. Философия Древнего Востока. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Основные школы и направления древнеиндийской философии. Философия Древнего Китая, ее основные черты и особенности. Основные школы древнекитайской философии. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Натурфилософские школы Древней Греции. Постановка проблемы бытия. Милетская, Элейская школы. Наивная диалектика Гераклита. Атомистические учения Древней Греции. Демокрит. Анаксагор. Социально-этические воззрения Сократа. Философская ирония как метод философствования. Философская система Платона. Переход от метафор к понятиям. Понятия Единого, Блага, Материи. Образ мира у Платона. Идея как предел становления вещи. Восхождение души к постижению истины. Анамнесис и метемпсихоза. Социально-политические идеи Платона. Философская система Аристотеля. Противоречивость бытия и его четыре первоначала в системе Аристотеля. Учение Аристотеля о душе. Логика и методология Аристотеля. Учение об обществе и этические взгляды Аристотеля. Лекции 1 4 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Натурфилософские школы Древней Греции. Постановка проблемы бытия. Милетская, Элейская школы. Наивная диалектика Гераклита. Атомистические учения Древней Греции. Демокрит. Анаксагор. Социально-этические воззрения Сократа. Философская ирония как метод философствования. Философская система Платона. Переход от метафор к понятиям. Понятия Единого, Блага, Материи. Образ мира у Платона. Идея как предел становления вещи. Восхождение души к постижению истины. Анамнесис и метемпсихоза. Социально-политические идеи Платона. Философская система Аристотеля. Противоречивость бытия и его четыре первоначала в системе Аристотеля. Учение Аристотеля о душе. Логика и методология Аристотеля. Учение об обществе и этические взгляды Аристотеля. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Проблема бытия в философии элейской школы. Апории Зенона Постановка проблемы бытия в философии Парменида. Доказательства Зенона против множества. Доказательства Зенона против движения. Доказательства Зенона против пространства. Практические 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Проблема бытия в философии элейской школы. Апории Зенона Постановка проблемы бытия в философии Парменида. Доказательства Зенона против множества. Доказательства Зенона против движения. Доказательства Зенона против пространства. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Онтология идей в работе Платона «Гиппий Больший» Методологические аспекты проблемы. Постановка основных вариантов содержательного определения прекрасного. Анализ основных вариантов определения прекрасного. Практические 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Онтология идей в работе Платона «Гиппий Больший» Методологические аспекты проблемы. Постановка основных вариантов содержательного определения прекрасного. Анализ основных вариантов определения прекрасного. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Христианизация средневековой философии. Систематизация и аргументация христианства в патристической философии. Проблема отношения мира к Богу и Бога к миру. Креационизм. Понятие добра и зла. Проблема соотношения знания и веры. Учение о двух истинах. Исторический провиденциализм и эсхатологическая направленность христианской историософии. Конкретизация философской проблематики в трудах Аврелия Августина. Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского. Спор об универсалиях. Номинализм и реализм. Сам. работа 1 6 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Методологические проблемы Нового времени. Исторические предпосылки возникновения новых методов познания. Ф.Бэкон о переходе от умозрения к опытному знанию. Идолы разума – причины заблуждений в процессе познания.. Индукция как путь познания истины.Рационализм Р.Декарта. Правила постижения истины сомневающимся умом. Методологическое сомнение Декарта. Отношение индукции и дедукции. Интуиция и ее роль в процессе познания. Формирование классической научной картины мира. Онтологические концепты Нового времени Проблема бытия в философии Декарта. Дуалистическая философия Р.Декарта. Пантеизм Б.Спинозы. Предустановленная гармония в «Монадологии» Г.Лейбница. Социально-политические учения Нового времени. Теория естественного права и общественного договора в трудах Т.Гоббса, Д.Локка. Зарождение основ буржуазной этики.Материализм французского Просвещения. П.Гольбах, Гельвеций, Д. Дидро Сам. работа 1 6 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Философские взгляды Ф. Бэкона в работе «Новый Органон» Учение об идолах: обоснование основных предрассудков, затемняющих свет истины. Характеристика индуктивного метода познания. Практические 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Философские взгляды Ф. Бэкона в работе «Новый Органон» Учение об идолах: обоснование основных предрассудков, затемняющих свет истины. Характеристика индуктивного метода познания. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. И.Кант – основоположник немецкой классической философии. Проблема источника знания. И.Кант о познавательных способностях человека. Критерии достоверного знания. Всеобщий характер априорного знания. Границы познавательных способностей. Антиномии чистого разума. Априоризм этики Канта. Обоснование Г.Гегелем системы объективного идеализма. Развитие абсолютной идеи через отчуждение. Воплощение разумного начала в действительности. Единство логики, диалектики и гносеологии в системе Гегеля. Абсолют как субстанция и как субъект. Сам. работа 1 6 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. К.Маркс и Ф.Энгельс о диалектико-материалистическом понимании природы и общества. Понятие о единстве мира, способе и формах существования материи. Сознательная деятельность человека как главный фактор исторического процесса. Теория социальной революции. Экономический детерминизм. Монистический характер марксистской диалектики. Сам. работа 1 4 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше (работа «Антихристианин») Жизнь и творчество А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление в философии Шопенгауэра. Жизнь и творчество Ф. Ницше. Критика Ницше христианской морали. Обоснование жизни как проявления воли к власти Практические 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.16. Философия А.Шопенгауэра. Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора. Понятие выбора, греха, вины. Тотальный характер отчаяния. Понятие «жизнь» и «воля к власти» в трудах Ф.Ницше. Учение о «сверхчеловеке» и вечном возвращении. Дионисийское и аполлоническое начало в искусстве и жизни. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.17. Специфика русской философии и ее основная проблематика. Русская средневековая философия. Русская философия 18 века. «Философические письма» П.Я.Чаадаева. Социальная философия славянофилов и западников. Философия В.Соловьева. Философия положительного всеединства и принцип софийности. Теория вселенской теократии и русского мессианства. Творчество и свобода в философии Н.А.Бердяева. Идея богочеловечества. Сам. работа 1 4 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.18. Философия психоанализа. З.Фрейд. Принцип удовольствия и принцип реальности как основные принципы человеческого существования. Понятия «Я», «Сверх-я» и «Оно». Место и роль психоанализа в современной концепции культуры. Лекции 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.19. Философия бессознательного в работе З. Фрейда «Я и Оно» Бессознательное, предсознательное, сознательное: единство и различие. Психологическая структура личности: характеристика «Оно»; характеристика «Я»; характеристика «Сверх-Я» Практические 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.20. Философия психоанализа. З.Фрейд. Принцип удовольствия и принцип реальности как основные принципы человеческого существования. Понятия «Я», «Сверх-я» и «Оно». Место и роль психоанализа в современной концепции культуры. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.21. Экзистенциальный анализ бытия человека в философии 20 века. М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр. А.Камю. Проблема сущности и существования. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Проблема жизни и смерти. Суицид как предмет экзистенциального анализа. Лекции 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.22. Человек абсурдный в работе А. Камю «Бунтующий человек» Основные определения абсурда. Формы проявления чувства абсурда. Основные исходы (следствия) абсурда. Практические 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.23. Экзистенциальный анализ бытия человека в философии 20 века. М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр. А.Камю. Проблема сущности и существования. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Проблема жизни и смерти. Суицид как предмет экзистенциального анализа. Сам. работа 1 1 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Онтология.
3.1. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.Понятия бытия, небытия и ничто, объективной и субъективной реальности. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя и природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Лекции 1 4 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.Понятия бытия, небытия и ничто, объективной и субъективной реальности. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя и природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Сам. работа 1 1 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Проблема бытия в современной философии. Философский смысл, специфика и суть проблемы бытия. Основные подходы к пониманию бытия. Формы бытия. Сам. работа 1 4 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Гносеология.
4.1. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Генезис сознания. Сознание и мозг. Психика и интеллект.Сознание, подсознательное и бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение. Понятие информации. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Понятия субъекта и объекта познания. Понятие отражение и его формы. Лекции 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Генезис сознания. Сознание и мозг. Психика и интеллект.Сознание, подсознательное и бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение. Понятие информации. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Понятия субъекта и объекта познания. Понятие отражение и его формы. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Социальная философия
5.1. Человек, общество, культура. Человек и природа. Понятие общества. Общество и его структура. Понятие государства, функции государства. Политические и правовые отношения. Гражданское общество и государство. Эволюция философского понимания общественной жизни людей в истории философии. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Общество как саморазвивающаяся система. Материальное производство, его структура. Производительные силы и производственные отношения. Экономический базис общества. Стадиальный, формационный и цивилизационный подходы к динамике общественного развития. Проблема смысла истории. Концепции исторического круговорота и общественного прогресса в философии XX в. Модернизм и неомодернизм в социальной философии XX в. Понятия индустриального (техногенного), постиндустриального и информационного общества. Сам. работа 1 6 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Философское учение о человеке.
6.1. Проблема человека в истории философии. Человек как родовое существо. Человек и человечество. Природное и социальное в человеке. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.Основные характеристики социального существования человека. Человек, индивид, личность.Понятия творчества и свободы. Свобода и необходимость, свобода и ответственность. Свобода выбора, свобода совести. Свобода и анархия. Личность и массы. Личностное начало в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Личность в компьютеризированном мире. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология и теология о духовности человека. Понятие души. Духовность и бездуховность. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Концепции предопределения в истории философии. Лекции 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Проблема человека в истории философии. Человек как родовое существо. Человек и человечество. Природное и социальное в человеке. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.Основные характеристики социального существования человека. Человек, индивид, личность.Понятия творчества и свободы. Свобода и необходимость, свобода и ответственность. Свобода выбора, свобода совести. Свобода и анархия. Личность и массы. Личностное начало в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Личность в компьютеризированном мире. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология и теология о духовности человека. Понятие души. Духовность и бездуховность. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Концепции предопределения в истории философии. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Философская антропология М. Шелера. Критика Шелером классической и отрицательной теорий человека. Характеристика сущностных ступеней жизни. Сущность человека и основные признаки духовного существа Практические 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.4. Философская антропология М. Шелера. Критика Шелером классической и отрицательной теорий человека. Характеристика сущностных ступеней жизни. Сущность человека и основные признаки духовного существа Сам. работа 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Философия науки.
7.1. Способы существования науки. Наука как социальный институт. Этос науки. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Понятие агностицизма. Скептицизм и антисциентизм как формы агностицизма. Особенности научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Структура эмпирического знания. Структура теоретического знания. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Формы организации и развития научного знания (проблема, гипотеза, теория). Структура и виды теорий. Особенности математизированных теорий. Понятие метода научного познания. Типология методов научного познания. Методологические и логико-гносеологические проблемы современной науки. Аксиологические проблемы современной науки. Сам. работа 1 6 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Современность и будущее человечества
8.1. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П. С. Философия: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/BF2BCA75-A360-480A-B6A9-9596A671AFDA
Л1.2 Родзинский Д. Л. Философия: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 1. От древнего мира до эпохи просвещения : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6ABD6C1A-A2C5-4F9B-B75D-802C7016B0E5
Л2.2 Гриненко, Г. В. История философии в 2 ч. Часть 2. : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, , 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 3. Библиотека по философии. lib.ru
Э4 4. Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 5. Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э8 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э9 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э10 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э11 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э12 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
2. Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
3. Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
4. Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
5. Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)
6. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
7. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
8. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
9. ЭБС «Лань» (http://www.e.lanbook.com)
10.Электронная библиотека но философии (http://rilosof.historic.ru)
11. Интернет-библиотека Института философии РАН (http://www.philosophy.ru/library/library.html)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.

Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.

Методическое описание проведения практического занятия
Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Студенту для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии отличного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.
По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая по желанию студента может учитываться при проведении экзамена.

Методическое описание проведения экзамена
В вопросы к экзамену включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При ответе на вопрос студент должен реконструировать соответствующую философскую концепцию или основные концептуальные идеи, в качестве практического применения теоретических знаний студент должен провести критический анализ философской концепции или отдельных концептуальных идей, указать их достоинства и недостатки, высказать собственное отношение к представленной концепции, отдельным идеям и собственные оценки, привести соответствующие аргументы, либо ответить на соответствующие вопросы и практические задания преподавателя. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к вопросам билета студенту отводится 40-45 минут. За ответ студент может по 4-балльной шкале получить оценку «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично».