МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы толкования и применения уголовно-процессуального закона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_УП, КиСЭ,ТОРПД-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, доцент, Е.Н. Петухов

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доцент, Н.И. Калашник

Рабочая программа дисциплины
Проблемы толкования и применения уголовно-процессуального закона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция(уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о проблемах толкования и применения уголовно-процессуального закона

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения
ПК-1 способностью разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-7 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-4:теоретические и правовые основы делового общения.
ПК-1:порядок принятия и опубликования нормативно-правовых актов, регламентирующих уголовно-процессуальную деятельность.
ПК-7:проблемы теории и практики уголовного процесса, выявляет их причины и предлагает способы разрешения
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-4:применять средства делового общения.
ПК-1:анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения.
ПК-7:навыками формулирования нормативных положений, регламентирующих уголовно-процессуальную деятельность.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-4:навыками делового общения.
ПК-1:навыками формулирования нормативных положений, регламентирующих уголовно-процессуальную деятельность.
ПК-7:навыками объяснения взаимосвязи уголовно-процессуальных действий, основных понятий уголовного процесса, статус участников уголовного судопроизводства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы толкования уголовно-процессуального закона
1.1. Сущность и признаки уголовно-процессуального закона Лекции 1 2 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность и признаки уголовно-процессуального закона Практические 1 10 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность и признаки уголовно-процессуального закона Сам. работа 1 25 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проблемы применения уголовно-процессуального закона
2.1. Виды толкований УПК РФ Лекции 1 2 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Лексическое толкование УПК РФ Практические 1 8 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.3. Историческое толкование УПК РФ Практические 1 6 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.4. Виды толкований УПК РФ Сам. работа 1 28 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.5. Экзамен Экзамен 1 27 ОК-4, ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие норм уголовно-процессуального закона.
2. Основные признаки норм уголовно-процессуального закона.
3. Структура норм уголовно-процессуального закона.
4. Соотношение норм уголовно-процессуального закона с правоотношением.
5. Условия толкования уголовно-процессуального закона.
6. Виды толкования уголовно-процессуального закона.
7. Приемы толкования уголовно-процессуального закона.
8. Объем толкования норм уголовно-процессуального закона.
9. Особенности применения норм уголовно-процессуального закона.
10. Субъекты применения норм уголовно-процессуального закона.
11. Законности в применении норм уголовно-процессуального закона.
12. Обоснованность в применении норм уголовно-процессуального закона.
13. Целесообразность в применении норм уголовно-процессуального закона
14. Аналогия при применении норм уголовно-процессуального закона.
15. Проблемы толкования норм, регламентирующих положения принципов уголовного судопроизводства (по выбору).
16. Проблемы применения норм, регламентирующих положения принципов уголовного судопроизводства (по выбору).
17. Проблемы толкования норм, регламентирующих статус участников уголовного судопроизводства (по выбору)..
18. Проблемы применения норм, регламентирующих статус участников уголовного судопроизводства (по выбору).
19. Проблемы толкования норм, регламентирующих положения теории доказывания в уголовном судопроизводстве (по выбору).
20. Проблемы применения норм, регламентирующих положения теории доказывания в уголовном судопроизводстве (по выбору).
21. Проблемы толкования норм, регулирующих производство следственных действий по уголовным делам (по выбору).
22. Проблемы применения норм, регулирующих производства следственных действий по уголовным делам (по выбору).
23. Проблемы толкования норм, регулирующих применение мер процессуального принуждения по уголовным делам (по выбору).
24. Проблемы применения норм, регулирующих применение мер процессуального принуждения по уголовным делам (по выбору).
25. Проблемы толкования норм, регламентирующих общие условия предварительного расследования по уголовным делам (по выбору).
26. Проблемы применение норм, регламентирующих общие условия предварительного расследования по уголовным делам (по выбору).
27. Проблемы толкования норм, регламентирующих общие условия судебного разбирательства по уголовным делам (по выбору).
28. Проблемы применение норм, регламентирующих общие условия судебного разбирательства по уголовным делам (по выбору).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Манова Н.С., Францифоров Ю.В. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Бастрыкина А.И., Усачева А.А. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.ksrf.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Проблемы толкования и применения уголовно-процессуального закона" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.