МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_04_03_МиБ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 6
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф. н., доцент, М. В. Давыденко

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История и методология науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 54.04.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у магистров общего представления о науке как целостной когнитивно-социальной системе в ее культурно-историческом развитии, методологических основ мышления и общих принципов использования методов в учебной и научной работе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ОПК-1 применение методов теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятийно-категориальный аппарат методологии и истории науки
основные исследовательские школы и направления в истории и философии науки
основные этапы культурно-исторического развития мировой и отечественной науки, основные особенности и закономерности развития науки как целостного когнитивно-социального феномена; этические проблемы и аспекты науки и научной деятельности.
основные этапы научного исследования, специфику научного исследования в гуманитарной области, основные принципы коллективного научного творчества
3.2.Уметь:
3.2.1.аналитически представлять важнейшие события в истории и философии науки, роль и значение выдающихся ученых и философов;
проследить истоки возникновения научного знания, важнейших направлений отраслей науки и техники
проводить квалифицированную оценку соотношения рационального и альтернативного знания в различных культурно-исторических условиях;
грамотно комментировать основное содержание конкретных важнейших научных теорий и основополагающих научно-концептуальных моделей, использовать критерии научности в аналитическом обзоре литературы, организовывать этапы работы научного коллектива
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельной постановки и решения локальной исследовательской историко-научной проблемы;
навыками работы с основными видами источников по истории и философии науки; навыками комплексного подхода к оценке истории науки, навыками составления реферата научной литературы, навыками участия в научной дискуссии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История науки: основные этапы
1.1. Введение в дисциплину «История и методология науки» Лекции 5 2 ОК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Наука как культурный и социальный феномен Практические 5 4 ОК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Проблемы периодизации развития науки и основные стадии ее исторической эволюции Лекции 5 4 ОК-1, ОПК-1 Л2.1
1.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 5 8 ОК-1, ОПК-1 Л1.1
1.5. Преднаучный период становления науки и зарождение научной рациональности в античности Практические 5 8 ОК-1, ОПК-1 Л1.1
1.6. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 5 2 ОК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.7. Метаморфозы рациональности в культуре Возрождения и становление классического этапа развития научной рациональности Сам. работа 5 2 ОК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.8. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 5 2 ОК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.9. Развитие науки в конце XVIII – XIX вв. Основные научные открытия и их последствия Лекции 5 4 ОК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.10. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 5 8 ОК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.11. Неклассический этап научной рациональности и его философские основания Сам. работа 5 8 ОК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
1.12. Основные черты и тенденции развития современной науки Сам. работа 5 0 ОК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Методология науки
2.1. Методология научного исследования. Основные принципы Практические 5 8 ОК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 5 16 ОК-1, ОПК-1 Л2.2, Л1.1
2.3. Особенности методологии социальных и гуманитарных наук: дискуссия Сам. работа 5 5 ОК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Экзамен 5 0 ОК-1, ОПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Моисеева И.Ю. История и методология науки: уч.пособие Оренбург : ОГУ//ЭБС Лань, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие СПб.: Издательство "Лань"; Издательство "ПЛАНЕТА МУЗЫКИ", 2013 e.lanbook.com
Л2.2 Кнорринг, В.Г. История и методология науки и техники. Информационная сфера человеческой деятельности с древнейших времен до начала XVI века: учебное пособие СПбГПУ// ЭБС Лань, 2018 http://www.biblio-online.ru/book/C5CEC294-1DFD-41F4-B9B7-16A7539FD768?
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал "Вопросы философии" http://vphil.ru/ vphil.ru
Э2 История науки. Цифровая библиотека http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nauki/51 platona.net
Э3 Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/ filosof.historic.ru
Э4 Курс "История и методология науки" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
На лекциях преподаватель рассматривает вопросы программы курса, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом. Кроме этого, для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. Во время самостоятельной проработки лекционного материала особое внимание следует уделять возникшим вопросам, непонятным терминам, спорным точкам зрения. Все такие моменты следует выделить или выписать отдельно для дальнейшего обсуждения на семинарском занятии. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией. Полный список литературы по дисциплине приведен в рабочей программе к курсу.
Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта, желательно в тот же день, пока время не стерло содержание лекции из памяти (через 10 ч после лекции в памяти остается не более 30-40 % материала).
С целью доработки необходимо в первую очередь прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки. Расшифровать не принятые ранее сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи. Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.