МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аналитические исследования в информационной и социальной сферах

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра математического анализа
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 36 36 36 36
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор Родионов Е.Д.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент Пономарев И.В.; к.ф.-м.н., доцент Вараксин С.В.

Рабочая программа дисциплины
Аналитические исследования в информационной и социальной сферах

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра математического анализа

Протокол от 01.07.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Саженков А.Н., к.ф.-м.н. доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра математического анализа

Протокол от 01.07.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Саженков А.Н., к.ф.-м.н. доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование целостной системы знаний об информационных технологиях как составляющей процесса информатизации социальной сферы в контексте информационного характера развития современного общества, а также привитие навыков использования информационных технологий при решении практических задач в социальной сфере

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23 способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы процесса информатизации социальной сферы современного общества;
возможности, особенности и перспективы использования современных информационных технологий в социальной сфере;
отечественный и зарубежный опыт автоматизации процессов принятия решений в социальной сфере;
основы построения, структуры и содержания баз социальных данных, технологии их использования в социальной сфере


3.2.Уметь:
3.2.1. осуществлять сбор и распространение социальной информации посредством локальных и глобальных компьютерных сетей;
работать с основными программно-инструментальными средствами, используемыми в органах и учреждениях социальной сферы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения полученных знаний об информационных технологиях в социальной сфере в целях улучшения качества и повышения эффективности профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Программа социологического исследования
1.1. методологические подходы и методические приемы изучения определенного социального явления, процесса или поведения людей Лабораторные 8 2 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.2. методологические подходы и методические приемы изучения определенного социального явления, процесса или поведения людей Сам. работа 8 4 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.3. План сбора эмпирических данных четыре вида основных вариантов плана: 1. Формулятивный, разведывательный, когда объект исследования не- известен и цель исследования - выявить проблему и сформулировать гипотезу. 2. Описательный, дескриптивный, когда знания об объекте позволяют выдвинуть гипотезы. Цель плана – четкое описание качественно-количественных особенностей социальных структур или явлений. 3. Аналитико-экспериментальный – наиболее всесторонний план, позволяющий исследовать функциональные взаимосвязи и причинно-следственные связи. 4. Повторно-сравнительный, который позволяет выявить доминирующий тренд в изучаемых социальных явлениях, поскольку предполагает сопоставление данных в определенном временном континууме. Применяется в лонгитюдных исследованиях. Лабораторные 8 4 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.4. план сбора эмпирических данных четыре вида основных вариантов плана: 1. Формулятивный, разведывательный, когда объект исследования не- известен и цель исследования - выявить проблему и сформулировать гипотезу. 2. Описательный, дескриптивный, когда знания об объекте позволяют выдвинуть гипотезы. Цель плана – четкое описание качественно-количественных особенностей социальных структур или явлений. 3. Аналитико-экспериментальный – наиболее всесторонний план, позволяющий исследовать функциональные взаимосвязи и причинно-следственные связи. 4. Повторно-сравнительный, который позволяет выявить доминирующий тренд в изучаемых социальных явлениях, поскольку предполагает сопоставление данных в определенном временном континууме. Применяется в лонгитюдных исследованиях. Сам. работа 8 6 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.5. Выборочный метод Тип и способы выборки Требования репрезентативности Конструирование шкалы Основные требования: 1. Валидность (устойчивость, надежность). То ли свойство изучаем? 2. Полноту (обоснованность). Все ли варианты прописаны? 3. Чувствительность (точность). Чем больше вариантов ответов, тем чувствительнее шкала. Лабораторные 8 6 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.6. Выборочный метод Тип и способы выборки Требования репрезентативности Конструирование шкалы Основные требования: 1. Валидность (устойчивость, надежность). То ли свойство изучаем? 2. Полноту (обоснованность). Все ли варианты прописаны? 3. Чувствительность (точность). Чем больше вариантов ответов, тем чувствительнее шкала. Сам. работа 8 6 ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социологическое исследование: анкетирование и интервьюирование
2.1. основные принципы построения анкеты. 1.Программная логика анкеты. 2.Необходимость учитывать уровень образования и практический опыт респондентов. 3. Помнить, что на выбор ответа может повлиять последовательность вопросов. Галло-эффект, эффект «эха». 4.Смысловые блоки опросного листа должны быть примерно одного объема. 5. Распределение вопросов по степени их трудности. Лабораторные 8 4 ПК-23 Л2.1, Л1.1
2.2. основные принципы построения анкеты. 1.Программная логика анкеты. 2.Необходимость учитывать уровень образования и практический опыт респондентов. 3. Помнить, что на выбор ответа может повлиять последовательность вопросов. Галло-эффект, эффект «эха». 4.Смысловые блоки опросного листа должны быть примерно одного объема. 5. Распределение вопросов по степени их трудности. Сам. работа 8 4 ПК-23 Л2.1, Л1.1
2.3. Проба анкеты, «пилотаж» или «пилотное исследование». Лабораторные 8 4 ПК-23 Л2.1, Л1.1
2.4. Проба анкеты, «пилотаж» или «пилотное исследование». Сам. работа 8 4 ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Виды и методы социологических исследований
3.1. Виды социологических исследований: 1. Метод изучения документов 2. Надежным методом получения информации об изучаемом социальном объекте является наблюдение 3. Интересные результаты для социологического исследования общественных процессов дает метод экспертных оценок.4. К эмпирическим методам социологического исследования относится и социальный эксперимент 5. Качественные методы сбора социологической информации Лабораторные 8 2 ПК-23 Л2.1, Л1.1
3.2. Виды социологических исследований: 1.Метод изучения документов 2. Наблюдение 3. Метод экспертных оценок 4. К эмпирическим методам социологического исследования относится и социальный эксперимент. 5. Качественные методы сбора социологической информации Сам. работа 8 6 ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Проведение социологического исследования
4.1. Три последовательных этапа: 1. Подготовительный этап 2. Оперативный этап сбора первичной социологической информации 3. Результирующий этап Лабораторные 8 6 ПК-23 Л2.1, Л1.1
4.2. Три последовательных этапа: 1. Подготовительный этап 2. Оперативный этап сбора первичной социологической информации 3. Результирующий этап Сам. работа 8 6 ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Статистическая обработка полученных данных
5.1. Обработка первичных данных 1. Редактирование анкет заключается в проверке качества анкет 2. Следующая процедура обработки информации – кодирование (присвоение индекса, кода) вариантов ответа 3. Статистический анализ Лабораторные 8 8 ПК-23 Л2.1, Л1.1
5.2. Обработка первичных данных 1. Редактирование анкет заключается в проверке качества анкет 2. Следующая процедура обработки информации – кодирование (присвоение индекса, кода) вариантов ответа 3. Статистический анализ Сам. работа 8 9 ПК-23 Л2.1, Л1.1
5.3. Зачет 8 27 ПК-23 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Энатская Н.Ю. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И СЛУЧАЙНЫЕ ПРОЦЕССЫ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Крокер Л., Алгина Д Крокер Л., Алгина Д. Введение в классическую и современную теорию тестов : Учебник Москва, 2010 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ:
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader,
6.4. Перечень информационных справочных систем
Единый образовательный портал Алтайского государственного университета http://portal.edu.asu.ru/
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


При подготовке к лабораторным занятиям студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным преподавателем и в основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.