МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика разработки компьютерных социологических тестов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра математического анализа
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор Родионов Е.Д.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент Пономарёв И.В.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика разработки компьютерных социологических тестов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра математического анализа

Протокол от 01.07.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Саженков А.Н. к.ф.-м.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра математического анализа

Протокол от 01.07.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Саженков А.Н. к.ф.-м.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
дать понимание теоретических и методических подходов к созданию компьютерных социологических тестов, методических, технологических и организационных основ проведения социологического тестирования, закономерностей функционирования информационно-технологической среды, в которой осуществляется тестирование.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23 способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методические подходы к созданию компьютерных социологических тестов, методические, технологические и организационные основы проведения социологического тестирования, закономерности функционирования информационно-технологической среды, в которой осуществляется тестирование
3.2.Уметь:
3.2.1.• определять и формулировать объект, предмет, цели тестирования и способы построения и верификации;
• конструировать применительно к конкретной исследовательской проблеме индикаторы и шкалы;
• создавать программу и организационный план разработки компьютерных социологических тестов;
• разрабатывать организационные, методические и инструментальные составляющие компьютерного тестирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки:
• применения методологии, методики и техники проведения социологического исследования:
• применения специальной(исследовательской) терминологии;
• разработки конкретных тестов социологического характера;
• разработки программы и организационного плана по созданию компьютерных тестов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные виды и методы социологического исследования.
1.1. Структура социологического знания. Методология социологического исследования. Техника социологического исследования Методы социологических исследований Методы сбора социологических данных. Тестирование, как один из методов социологического исследования Шкалирование Надёжность Показатель надёжности, коэффициент надёжности. Валидность Содержательная валидность, функциональная, прогностическая, критериальная. «Норма теста», репрезентативность, адаптированность, объективность. Практические 6 10 ПК-23 Л2.1, Л1.1
1.2. Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:  социологическое наблюдение;  анализ документов;  социально-психологические методики (в том числе, тестирование);  социальный эксперимент;  опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос). Шкалы измерения, уровни измерительных шкал, подходы к шкалированию в разработке тестов, уровни шкал для субъектно-центрированных измерений. Шкала Р. Ликерта (Лайкерта), шкалы Терстоуна, шкалы Гутмана. Надёжность составных тестовых оценок, стандартная оценка измерений. содержательная валидность, функциональная, прогностическая, критериальная. «Норма теста», репрезентативность, адаптированность, объективность. Сам. работа 6 24 ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Социально-психологические методы в социологии
2.1. Социальная группа, как наиболее распространенный объект изучения в социологии. Анализ данных об индивидах, составляющих социальную группу. Тест, как кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимо восприятий) групп и коллективов. Социометрические тесты Основное назначение социометрии. Функции социометрии. Единица анализа и измерения в социометрическом тесте: выбор - установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации. Практические 6 14 ПК-23 Л2.1, Л1.1
2.2. Психологические методики, разработанные для исследования сведений об индивидах (социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления и прочее), называемые тестами: методики, с помощью которых измеряют личностные свойства, методики, измеряющие групповые свойства. Социометрические тесты  тесты, направленные на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов группы связей, предпочтений в ситуациях выбора. Основное назначение социометрического теста — диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Функции социометрии:  измерение степени сплоченности-разобщенности группы;  выявление соотносительного авторитета членов группы по признаку симпатии-антипатии;  проявление внутригрупповых подсистем (сплоченные образования со своими неформальными лидерами). Единица анализа и измерения в социометрическом тесте: выбор - установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации. Сам. работа 6 24 ПК-23 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Общая характеристика тестов
3.1. Тесты , предъявляемые к ним требования. Интерпретации результатов на основе предварительно полученного распределения по изучаемому признаку. Компоненты теста. Две составные части теста: а) стимулирующий материал (задача, инструкция или вопрос) б) указания относительно регистрации или интеграции полученных ответов. Этапы разработки теста. На всех этапах разработки теста необходимо учитывать: а) диагностируемое свойство личности ; б) связанную с этим валидизацию метода ; в) величину выборки из популяции, на которой должна проводиться оценка метода; г) стимулирующий материал ; д) влияние исследователя в процессе ; е) условия ситуации; ж) такие формы поведения испытуемого, которые свидетельствуют об измеряемом свойстве; з) шкалиpование релевантных форм поведения; и) сведение результатов по отдельным измеряемым пунктам в общие значения (например, суммирование ответов типа "Да"); к) формулировку результатов в нормированной шкале оценок. Практические 6 16 ПК-23 Л2.1, Л1.1
3.2. Требования: - строгая формализация всех этапов тестирования, - стандартизация заданий и условий их выполнения, - квантификация полученных результатов и их структурирование по заданной программе, - интерпретации результатов на основе предварительно полученного распределения по изучаемому признаку. Компоненты : 1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий, 2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится, 3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа, 4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученный результат. Составные части : а) стимулирующий материал (задача, инструкция или вопрос) б) указания относительно регистрации или интеграции полученных ответов. Этапы разработки : - исходная концепция с формулировкой основных пунктов испытания или основных вопросов; - отбор предварительных пунктов испытания и одновременно оценка по качественным критериям надежности и валидности; - тест проверяется повторно на той же самой популяции; - калибровка по отношению к возрасту, уровню образования и другим признакам популяции. Сам. работа 6 32 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Специфика компьютерного тестирования и его формы
4.1. Общие представления о компьютерном тестировании. Классификация тестов. Виды тестовых заданий Основные принципы анализа и (или) отбора материала для тестирования: • Значимость. • Научная достоверность. • Соответствие содержания теста уровню современного состояния науки. • Репрезентативность. • Возрастающая трудность тестовых заданий. • Вариативность содержания. • Системность содержания. • Комплексность и сбалансированность содержания тестовых заданий. • Взаимосвязь содержания и формы. Формы осуществления компьютерного тестирования: - тест с фиксированным набором знаний; - тест фиксированной длины из банка калиброванных знаний; - адаптированные тесты из банка калиброванных знаний. Достоинства и недостатки компьютерного тестирования. Интерпретация результатов теста. Вербализация либо визуализация результатов тестирования. Социологический контекст интерпретации результатов тестирования. Практические 6 32 ПК-23 Л2.1, Л1.1
4.2. Классификация для разработчиков тестовых заданий и/или систем: • Задания закрытой формы с однозначным выбором – это задания с выбором одного правильного ответа; • Задания открытой формы – это задания, в которых тестируемый предлагает свой вариант ответа; • Задания на установление соответствия – это задания, в которых предлагается установить соответствия между двумя элементами; • Задания на установление правильной последовательности. Основные принципы анализа и (или) отбора материала для тестирования. Генерация тестов технологически, в том числе путем ввода в компьютер бланковых тестов. Программно-инструментальные средства для генерации и предъявления тестов. Требования к системам тестирования и тестам: 1) Непосредственная разработка системы тестирования на одном из языков программирования. 2) Использование специальных инструментальных средств, предназначенных для создания компьютерных обучающих программ и систем проверки знаний к ним. 3) Использование специальных инструментальных средств, предназначенных для создания средств тестирования. Сам. работа 6 37 ПК-23 Л2.1, Л1.1
4.3. Экзамен 6 27 ПК-23 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крокер Л., Алгина Д Крокер Л., Алгина Д. Введение в классическую и современную теорию тестов : Учебник Москва, 2010 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Голубева Н.В. Математическое моделирование систем и процессов: Учебники для вузов Издательство "Лань", 2016//Издательство "Лань" e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека социолога [Электронный ресурс]. — URL. www.univer.omsk.su
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо учесть следующие моменты:
 Для подготовки к занятию необходимо взять план практического занятия.
 Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы занятия. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Если к занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке.