МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические методы в социологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра математического анализа
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент Саженкова Т.В.

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор Родионов Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Математические методы в социологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра математического анализа

Протокол от 01.07.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Саженков А.Н. к.ф.-м.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра математического анализа

Протокол от 01.07.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Саженков А.Н. к.ф.-м.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование навыков применения математических методов для исследования социологических категорий и инструментария для объяснения социальных явлений и процессов, возникающих в их управлении

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования
ПК-23 способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы представления социологической информации, характеристики положения ,кривые распределения, законы распределения, понятия статистической связи, методы анализа социально-экономических задач и процессов с применением методов системного анализа и математического моделирования
3.2.Уметь:
3.2.1.производить социологические измерения, с ключевыми подходами к конструированию индексов и шкал, осуществлять статистический анализ результатов - от одномерного анализа и методов представления данных до самых популярных техник анализа связи между переменными, анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ СОЦИОЛогических ИССЛЕДОВАНИЯХ, анализа социально-экономических задач и процессов с применением методов системного анализа и математического моделирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИЗМЕРЕНИЯ, АГРЕГИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСИХ ДАННЫХ
1.1. Шкалы, типы шкал, возможные операции со шкалами: к вопросу о том: «как происходит измерение в социологии?» Графическое представление социологической информации Частотные распределения Характеристики положения (среднее арифметическое, мода, медиана, квантили)Характеристики рассеяния (дисперсия, отклонение, коэффициент вариации) Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.2. Шкалы, типы шкал, возможные операции со шкалами: к вопросу о том: «как происходит измерение в социологии?» Графическое представление социологической информации Частотные распределения Характеристики положения (среднее арифметическое, мода, медиана, квантили)Характеристики рассеяния (дисперсия, отклонение, коэффициент вариации) Практические 5 5 ОПК-2, ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.3. Шкалы, типы шкал, возможные операции со шкалами: к вопросу о том: «как происходит измерение в социологии?» Графическое представление социологической информации Частотные распределения Характеристики положения (среднее арифметическое, мода, медиана, квантили)Характеристики рассеяния (дисперсия, отклонение, коэффициент вариации) Лабораторные 5 5 ОПК-2, ПК-23 Л1.1, Л2.1
1.4. Шкалы, типы шкал, возможные операции со шкалами: к вопросу о том: «как происходит измерение в социологии?» Графическое представление социологической информации Частотные распределения Характеристики положения (среднее арифметическое, мода, медиана, квантили)Характеристики рассеяния (дисперсия, отклонение, коэффициент вариации) Сам. работа 5 23 ОПК-2, ПК-23 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ВЫВОДА ИЗМЕРЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИЗНАКАМИ
2.1. Кривые распределения, законы распределения Критерии «нормальности»: принципы нахождения и расчетные формулы Корреляционная таблица. Коэффициенты связи, основанные на Хи-квадрат Пирсона (для номинальных и порядковых признаков) Коэффициенты связи, основанные на моделях прогноза (для номинальных признаков) Линейная корреляция (для метрических признаков и интервального уровня измерения) Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-23 Л1.1, Л2.1
2.2. Кривые распределения, законы распределения Критерии «нормальности»: принципы нахождения и расчетные формулы Корреляционная таблица. Коэффициенты связи, основанные на Хи-квадрат Пирсона (для номинальных и порядковых признаков) Коэффициенты связи, основанные на моделях прогноза (для номинальных признаков) Линейная корреляция (для метрических признаков и интервального уровня измерения) Практические 5 5 ОПК-2, ПК-23 Л1.1, Л2.1
2.3. Кривые распределения, законы распределения Критерии «нормальности»: принципы нахождения и расчетные формулы Корреляционная таблица. Коэффициенты связи, основанные на Хи-квадрат Пирсона (для номинальных и порядковых признаков) Коэффициенты связи, основанные на моделях прогноза (для номинальных признаков) Линейная корреляция (для метрических признаков и интервального уровня измерения) Лабораторные 5 5 ОПК-2, ПК-23 Л1.1, Л2.1
2.4. Кривые распределения, законы распределения Критерии «нормальности»: принципы нахождения и расчетные формулы Корреляционная таблица. Коэффициенты связи, основанные на Хи-квадрат Пирсона (для номинальных и порядковых признаков) Коэффициенты связи, основанные на моделях прогноза (для номинальных признаков) Линейная корреляция (для метрических признаков и интервального уровня измерения) Сам. работа 5 23 ОПК-2, ПК-23 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
3.1. Социометрический опрос как метод социологического исследования Общая процедура проведения социометрического исследования Построение социоматрицы и вычисление персональных социометрических индексов Изучение степени сплоченности/разобщенности группы. Примеры вычисления групповых социометрических индексов Обнаружение внутригрупповых подсистем по результатам социометрического исследования. Построение социограмм с обращением к теории графов Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-23 Л1.1, Л2.1
3.2. Социометрический опрос как метод социологического исследования Общая процедура проведения социометрического исследования Построение социоматрицы и вычисление персональных социометрических индексов Изучение степени сплоченности/разобщенности группы. Примеры вычисления групповых социометрических индексов Обнаружение внутригрупповых подсистем по результатам социометрического исследования. Построение социограмм с обращением к теории графов Практические 5 6 ОПК-2, ПК-23 Л1.1, Л2.1
3.3. Социометрический опрос как метод социологического исследования Общая процедура проведения социометрического исследования Построение социоматрицы и вычисление персональных социометрических индексов Изучение степени сплоченности/разобщенности группы. Примеры вычисления групповых социометрических индексов Обнаружение внутригрупповых подсистем по результатам социометрического исследования. Построение социограмм с обращением к теории графов Лабораторные 5 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Социометрический опрос как метод социологического исследования Общая процедура проведения социометрического исследования Построение социоматрицы и вычисление персональных социометрических индексов Изучение степени сплоченности/разобщенности группы. Примеры вычисления групповых социометрических индексов Обнаружение внутригрупповых подсистем по результатам социометрического исследования. Построение социограмм с обращением к теории графов Сам. работа 5 24 ОПК-2, ПК-23 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Толстова Ю.Н. Математическая статистика для социологов: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/54A46CD0-D18F-4432-B382-79BC9F497F7B
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Ф. Девятко Методы социологического исследования: учеб. пособие КДУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ:
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader,
6.4. Перечень информационных справочных систем
Единый образовательный портал Алтайского государственного университета http://portal.edu.asu.ru/
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
При подготовке к лабораторным занятиям студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.