МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические методы в экономике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра математического анализа
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 70
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 70 70 70 70
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент Саженкова Т.В.

Рецензент(ы):
к.т.н., доцент Пронь С.П.

Рабочая программа дисциплины
Математические методы в экономике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра математического анализа

Протокол от 01.07.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент,к.ф.-м.н. Саженков А.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра математического анализа

Протокол от 01.07.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой доцент,к.ф.-м.н. Саженков А.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели:
получение студентами теоретических знаний по математическому моделированию и анализу его средствами экономических характеристик;
овладение студентами методологии построения и применения математических моделей экономических объектов и процессов;
освоение студентами типовых методов и моделей, используемых в принятии управленческих решений, в планировании и прогнозировании различных экономических процессов, получение навыков проводить оценку экономических затрат и рисков при создании информационных систем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-21 способностью проводить оценку экономических затрат и рисков при создании информационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о теоретических основах математического моделирования и его анализа средствами экономических характеристик; о типовых методах и моделях, используемых в принятии управленческих решений, в планировании и прогнозировании различных экономических процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.
перевести экономическую задачу на математический язык;
решать экономические задачи с использованием математического аппарата;
анализировать и прогнозировать экономические процессы, опираясь на результаты, полученные путем математического моделирования,
проводить оценку экономических затрат и рисков при создании информационных систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.перевода экономических задач на математический язык;
решения экономических задач с использованием математического аппарата;
анализа и прогнозирования экономических процессов, опираясь на результаты, полученные путем математического моделирования,
оценивания экономических затрат и рисков при создании информационных систем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая классификация экономико-математических методов и моделей
1.1. Перевод экономических задач на математический язык: выделение основных параметров, введение переменных, использование основных экономических показателей, порядок приближений, верификация, адекватность математической модели Лекции 5 1 ПК-21 Л2.1, Л1.1
1.2. Перевод экономических задач на математический язык: выделение основных параметров, введение переменных, использование основных экономических показателей, порядок приближений, верификация, адекватность математической модели Практические 5 1 ПК-21 Л2.1, Л1.1
1.3. Перевод экономических задач на математический язык: выделение основных параметров, введение переменных, использование основных экономических показателей, порядок приближений, верификация, адекватность математической модели Сам. работа 5 12 ПК-21 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основы линейного программирования
2.1. Геометрическая и экономическая интерпретации прямой и двойственной задач об использовании ресурсов, симплекс-метод и симплексные таблицы, взаимно двойственные задачи и их свойства, объективно обусловленные оценки Лекции 5 1 ПК-21 Л2.1, Л1.1
2.2. Геометрическая и экономическая интерпретации прямой и двойственной задач об использовании ресурсов, симплекс-метод и симплексные таблицы, взаимно двойственные задачи и их свойства, объективно обусловленные оценки Лабораторные 5 4 ПК-21 Л2.1, Л1.1
2.3. Геометрическая и экономическая интерпретации прямой и двойственной задач об использовании ресурсов, симплекс-метод и симплексные таблицы, взаимно двойственные задачи и их свойства, объективно обусловленные оценки Сам. работа 5 6 ПК-21 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Специальные классы задач линейного программирования
3.1. Транспортная задача: экономико-математическая модель, нахождение первоначального базисного распределения поставок, метод северо-западного угла, метод потенциалов, критерии оптимальности, открытая модель. Задачи о назначениях, рациональном раскрое, коммивояжера, теории расписаний Лекции 5 1 ПК-21 Л2.1, Л1.1
3.2. Транспортная задача: экономико-математическая модель, нахождение первоначального базисного распределения поставок, метод северо-западного угла, метод потенциалов, критерии оптимальности, открытая модель. Задачи о назначениях, рациональном раскрое, коммивояжера, теории расписаний Лабораторные 5 6 ПК-21 Л2.1, Л1.1
3.3. Транспортная задача: экономико-математическая модель, нахождение первоначального базисного распределения поставок, метод северо-западного угла, метод потенциалов, критерии оптимальности, открытая модель. Задачи о назначениях, рациональном раскрое, коммивояжера, теории расписаний Сам. работа 5 8 ПК-21 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Методы целочисленного программирования
4.1. Постановка задачи, методы отсечения (метод Гомори), комбинаторные методы (метод ветвей и границ) Лабораторные 5 6 ПК-21 Л2.1, Л1.1
4.2. Постановка задачи, методы отсечения (метод Гомори), комбинаторные методы (метод ветвей и границ) Сам. работа 5 6 ПК-21 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Методы нелинейного программирования
5.1. Модели выпуклого и квадратичного программирования. Методы штрафных функций: различные типы штрафных функций, методы внутренних и внешних точек Лекции 5 1 ПК-21 Л2.1, Л1.1
5.2. Модели выпуклого и квадратичного программирования. Методы штрафных функций: различные типы штрафных функций, методы внутренних и внешних точек Практические 5 2 ПК-21 Л2.1, Л1.1
5.3. Модели выпуклого и квадратичного программирования. Методы штрафных функций: различные типы штрафных функций, методы внутренних и внешних точек Сам. работа 5 4 ПК-21 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Модели динамического программирования
6.1. Общая постановка задачи, принцип оптимальности Беллмана, задачи о распределении средств между предприятиями, об оптимальном распределении ресурсов между отраслями на несколько лет, о замене оборудования Практические 5 2 ПК-21 Л2.1, Л1.1
6.2. Общая постановка задачи, принцип оптимальности Беллмана, задачи о распределении средств между предприятиями, об оптимальном распределении ресурсов между отраслями на несколько лет, о замене оборудования Сам. работа 5 3 ПК-21 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Противоречивые модели
7.1. Противоречивые модели, их классификация, содержательная интерпретация, методы коррекции Лекции 5 1 ПК-21 Л2.1, Л1.1
7.2. Противоречивые модели, их классификация, содержательная интерпретация, методы коррекции Практические 5 2 ПК-21 Л2.1, Л1.1
7.3. Противоречивые модели, их классификация, содержательная интерпретация, методы коррекции Сам. работа 5 2 ПК-21 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Модели сетевого планирования
8.1. Назначение и области применения, сетевая модель и ее основные элементы, порядок и правила построения сетевых графиков, временные параметры, сетевое планирование в условиях неопределенности, коэффициент напряженности работы, анализ и оптимизация сетевого графика Лекции 5 1 ПК-21 Л2.1, Л1.1
8.2. Назначение и области применения, сетевая модель и ее основные элементы, порядок и правила построения сетевых графиков, временные параметры, сетевое планирование в условиях неопределенности, коэффициент напряженности работы, анализ и оптимизация сетевого графика Практические 5 2 ПК-21 Л2.1, Л1.1
8.3. Назначение и области применения, сетевая модель и ее основные элементы, порядок и правила построения сетевых графиков, временные параметры, сетевое планирование в условиях неопределенности, коэффициент напряженности работы, анализ и оптимизация сетевого графика Сам. работа 5 3 ПК-21 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Балансовые модели
9.1. Балансовый метод, принципиальная схема межпродуктового баланса, модель межотраслевого баланса, коэффициенты прямых и полных материальных затрат, динамическая межотраслевая балансовая модель Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
9.2. Балансовый метод, принципиальная схема межпродуктового баланса, модель межотраслевого баланса, коэффициенты прямых и полных материальных затрат, динамическая межотраслевая балансовая модель Сам. работа 5 2 ПК-21 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Методы и модели анализа динамики экономических процессов
10.1. Понятие динамики экономических рядов, предварительный анализ и сглаживание временных рядов, расчет показателей динамики развития экономических процессов Практические 5 2 ПК-21 Л2.1, Л1.1
10.2. Понятие динамики экономических рядов, предварительный анализ и сглаживание временных рядов, расчет показателей динамики развития экономических процессов Сам. работа 5 2 ПК-21 Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Модели прогнозирования экономических процессов
11.1. Трендовые модели на основе кривых роста, оценка адекватности и точности трендовых моделей, прогнозирование экономической динамики на основе трендовых моделей Практические 5 3 ПК-21 Л2.1, Л1.1
11.2. Трендовые модели на основе кривых роста, оценка адекватности и точности трендовых моделей, прогнозирование экономической динамики на основе трендовых моделей Сам. работа 5 22 ПК-21 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Балдин К., Башлыков В., Рокосуев А. Математические методы и модели в экономике: учебник Флинта, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Карманов В.Г. Математическое программирование: М.: Физматлит, 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ:
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
AcrobatReader,
Exel
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.
При подготовке к практическим занятиям студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.