МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специальный рисунок

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-5-2019
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 267
контроль 17
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10 20 0 40 20
Сам. работа 58 58 130 130 79 79 267 267
Часы на контроль 4 4 4 4 9 9 17 17
Итого 72 72 144 144 108 88 324 304

Программу составил(и):
к.иск., ст.пр., Г.Д. Булгаева

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Н.В. Гречнева

Рабочая программа дисциплины
Специальный рисунок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение дисциплины «Специальный рисунок» направлено на закрепление и углубление теоретической подготовки студента, приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.22

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 владением системой эвристических методов и приемов
ПК-13 готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-характеристики эвристических методов и приемов;
-условия их применения и перспективы развития ;
-способов использования эвристических методов и приемов в специальном рисунке;
-сущность современных технологий обучения и воспитания и управления;
-основные пути поиска, создания, распространения, применения новшеств и творчества в образовательном процессе;
-современные концепции и модели поиска, создания, распространения, применения новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач;
3.2.Уметь:
3.2.1.-выполнять задание, связанное с творческим подходом;
-анализировать новые решения относительно осуществимости и степени эффективности использования;
-установить объективные закономерности, свойства и явления материального мира с экспериментальным подтверждением;
-использовать в практической деятельности современные технологии учебно-воспитательной работы;
-оценивать пути поиска, создания, распространения, применения новшеств и творчества в образовательном процессе;
-использовать концепции и модели поиска, создания, распространения, применения новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-творческой интуицией мышления;
-анализом новых решений относительно осуществимости и степени эффективности использования;
-подходящими приемами на основе анализа недостатков;
-навыками анализа профессионально-педагогические ситуации; способами создания, распространения, применения новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессиональнопедагогических задач;
-навыками анализа профессионально-педагогические ситуации;
-способами создания, распространения, применения новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач;
-основными навыками использования концепций и моделей поиска, создания, распространения, применения новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы и закономерности построения графической композиции в дизайне.
1.1. Основы и закономерности построения графической композиции в дизайне. Сам. работа 1 18 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Основные средства композиционного рисунка. Изобразительные возможности основных средств композиционного рисунка. Сам. работа 1 20 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Стилизация формы при помощи графических средств. Практические 1 6 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Оформление практической работы. Сам. работа 1 20 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Композиционный аналитический рисунок Практические 1 4 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. Зачет 1 4 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Основные приёмы трактовки формы. Сам. работа 2 32 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Оформление практической работы Сам. работа 2 42 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.9. Создание и воплощение художественного образа в различных графических техниках при разработке полиграфической, мультимедийной, анимационной и другой продукции графического дизайна. Практические 2 10 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.10. Оформление практической работы Сам. работа 2 56 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.11. Зачет 2 4 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Композиционный аналитический рисунок драпировки
2.1. Силуэтное решение драпировки на основе аналитического рисунка. Сам. работа 3 9 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Графическая переработка аналитического рисунка драпировки в два тона методом раскладки. Сам. работа 3 10 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Оформление практической работы. Сам. работа 3 18 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Линейный рисунок драпировки. Сам. работа 3 4 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Одновременное применение силуэтного изображения, раскладки и линии. Форэскиз. Сам. работа 3 22 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.6. Аналитический рисунок несложной тематической постановки из трех–четырех предметов. Сам. работа 3 6 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.7. Оформление практической работы. Сам. работа 3 10 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.8. Экзамен 3 9 ОПК-10, ПК-13 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сургутский государственный университет ХМАО (Сургут), Кафедра педагогики Основы изобразительной грамоты (рисунок): учеб. -метод. пособие Сургут: Изд-во СурГУ//"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н.Е. Рисунок: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4358
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» rucont.ru
Э2 Цветоведение: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / сост. Т.Ю. Серикова. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – Систем. требования: PC не ниже класса Pentium I; 128 Mb RAM; Windows 98/XP/7; Adobe Reader V8.0 и выше. www.docme.ru
Э3 Физика цвета и психология восприятия: Методические указания по выполнению лабораторных работ. / Сост.: Е.Г. Кайнова. – Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2007. – 33 с. www.docme.ru
Э4 HappyModern — проект, посвященный лучшим идеям по дизайну интерьера и архитектуре. happymodern.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценивание хода и результатов формирования компетенций в процессе освоения дисциплины включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию студентов.
Текущий контроль осуществляется в ходе изучения дисциплины и включает выполнение студентами практических заданий по основным содержательным разделам учебного курса.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета по окончании изучения дисциплины. Зачет проводиться в виде академического просмотра выполненных за семестр практических работ по рисунку. Все работы должны быть оформлены в паспарту, иметь этикетку с данными автора работы (ФИО, название № группы и ФИО преподавателя) В ходе академического просмотра студенту даются преподавателем комментарии по поводу выполненных работ, указываются ошибки и недочеты. Если все работы выполнены на хорошем художественном уровне и предоставлены в срок, то студент считается освоившим дисциплину на базовом уровне и ему выставляется итоговая оценка по дисциплине «зачтено».
Промежуточная аттестация проводиться в форме экзамена. Экзамен предусматривает проведение академического просмотра всех выполненных работ и ответа на теоретический вопрос, за ответ на теоретический вопрос студент может получить максимально 40 баллов. Экзамен проводится в устной форме. Все выполненные работы должны быть выполнены на формате А -2 и оформлены в паспарту, иметь этикетку с данными автора работы (ФИО, № группы, название и ФИО преподавателя).