МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильКреативные индустрии и менеджмент в сфере искусства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_КИиМвСИ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 8
Практические 4 4 4 6
Сам. работа 130 130 130 160
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 178

Программу составил(и):
к.иск., ст.преп., Булгаева Г.Д.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017г. №561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– создание условий для формирование у студентов устойчивых представлений о взаимосвязях теоретико-методологических аспектов реставрации памятников с методическими вопросами изучения искусствознания и знакомство с этапами реставрационного дела.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ПК-1 Способен формулировать цели и задачии, связанные с реализацией организационно-управленческих функций; принимать управленческие решения в сфере музейной деятельности, в сфере культурно-просветительской деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные принципы современной реставрации
- основные характеристики реставрационных направлений, учитывающиеся в процессе практической деятельности
- подходы и принципы реставрации в различных исторических условиях развития общества

3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать знания в анализе современных реставрациооных процессов
- проанилизировать различные аспекты реставрации и ее роль в обществе
- выделять и использовать базовые теоретические знания при участии в научно-прикладных исследованиях

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы в музеях, галереях, архивах и т. д.
- методами и навыками научно-прикладных исследований при анализе реставрационных явлений
- практическими навыками предметно-методологического междисциплинарного взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Реставрация как наука, становление, развитие, теоритическая основа
1.1. особенности фрмирования научной реставрации в России Практические 2 4 Л3.1, Л2.1
1.2. Историческое формирование научной реставрации Лекции 2 6 Л1.1, Л3.1, Л1.2
1.3. Реставрационные центры, современное положение. Реставрационные центры Урала и Сибири. Реставрация в системе образования. Сам. работа 2 44 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Технико-технологический аспект. Методы исследования.
2.1. Изучение сохранности памятников. Методы исследования и фиксирование наблюдений. Сам. работа 2 54 Л1.1, Л3.1
2.2. 4. Технико-технологический аспект создания произведений темперной живописи, энкаустика, фреска.Материалы памятников: дерево, ткань, бумага, металл . Сам. работа 2 32 Л3.1
Раздел 3. Практические операции реставрации. Профилактика.
3.1. Характеристика консервационных операций: укрепление, собирание основы Лекции 1 Л3.1, Л2.2, Л1.3
3.2. Характеристика консервационных операций: укрепление, собирание основы Сам. работа 30 Л3.1, Л1.3
3.3. Раскрытие живописи. Подведение левкаса, тонировки. Метод реконструкции. Лекции 1 Л3.1, Л1.3
3.4. Проблемы реставрационной эстетики. Практические 2 Л3.1, Л1.2
3.5. Зачет 0

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Реставрация как наука
2. Этапы реставрационного процесса
3. История становления научной реставрации
4. Суть реставрационных подходов на рубеже XIX-XXвв.
5. Развитие реставрации в XX веке
6. классификация и категории в современной реставрации
7. Реставрационные центры
8. Технико-технологические данные темперной живописи
9. Технико-технологические данные масляной живописи
10. Характеристика иамтериалов памятников
11. Подходы изучения сохранности памятников
12. Разрушения памятников живописи.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Реставрация памятников живописи: исторические этапы
2. Этические требования современной реставрации памятников.
3. Теоретические основы археологической реставрации
4. Ведущие отечественные реставраторы
5. Реставрационные центры в России
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства Реставрация памятников живописи: [программа] Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л1.2 гл. ред. А.Н. Чистяков Новые решения для обучения реставраторов : сборник трудов научной конференции «Инновационные технологии в образовательной деятельности вузов искусств и реставрации» СПб : Издательство «СПбКО» // ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 biblioclub.ru
Л1.3 Чистяков, А.Н. Типология разрушений памятников культуры : СПб : Издательство «СПбКО» // ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256087
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кимеева Т. И. , Окунева И. В. Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов: КемГУКИ, 2009 biblioclub.ru
Л2.2 Клокова Г.С. Реставрация произведений станковой темперной живописи: учебное пособие для высших учебных заведений ПСТГУ, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494979
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 реставрация памятников темперной живописи art-con.ru
Э2 превентивная консервация www.gosniir.ru
Э3 реставрация монументальной живописи www.grabar.ru
Э4 сохранение культурного наследия www.cultradio.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении курса значительное внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным и практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- дополнительное изучение вопросов, озвученных в лекциях;
- подготовку и написание рефератов, эссе и т. д.