МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Техника и технология парикмахерских работ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-234-2019
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 342
контроль 22
Виды контроля по курсам
экзамены: 1, 2
зачеты: 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 32 32 68 68
Сам. работа 171 171 171 171 342 342
Часы на контроль 9 9 13 13 22 22
Итого 216 216 216 216 432 432

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Ю.А. Медведева

Рецензент(ы):
д. иск., декан, зав. кафедрой, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Техника и технология парикмахерских работ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины - сформировать у студента специальные профессиональные знания, умения и навыки необходимые при выполнении парикмахерских работ;
Раскрытие и развитие творческого потенциала личности через воспитание творческой и трудовой активности различными средствами парикмахерского искусства;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-32 способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня
ПК-36 готовностью к производительному труду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-Основные понятия, термины, техники и технологии, используемые при парикмахерских работах;
-Технику безопасности при работе с режущим инструментом, электроаппаратурой, оборудованием и приспособлениями, профессиональными косметическими и лечебными средствами и препаратами;
-Теоретический материал по применению и использованию различных технологических парикмахерских операций
-Особенности выполнения подготовительных и заключительных работ; мытья головы; процедур по уходу за волосами; сушки; мужской и женской стрижек; различных укладок волос, предусмотренных программой;
3.2.Уметь:
3.2.1.-Свободно ориентироваться в технологическом содержании курса;
-Придумывать и самостоятельно реализовывать свои творческие замыслы и проекты, используя изученные и отработанные техники и технологии парикмахерских услуг;
-Применять полученные знания по различным технологиям парикмахерского искусства;
-Выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-Навыки работы с режущим инструментом, электроаппаратурой, оборудованием и приспособлениями, профессиональными косметическими и лечебными средствами и препаратами и использование их в дальнейшей деятельности;
-Владеть профессиональными навыками мужской и женской стрижек; различных укладок волос, предусмотренных программой;
-Навыки организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;
-Навыки работы с режущим инструментом, электроаппаратурой, оборудованием и приспособлениями, профессиональными косметическими и лечебными средствами и препаратами и использование их в дальнейшей деятельности;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Освоение приемов пользования парикмахерским инструментом.
1.1. Освоение приёмов пользования инструмента для расчёсывания и стрижки волос, укладки и завивки волос. Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Отработка основных приёмов держания инструмента для расчёсывания, стрижки и укладки волос. Сам. работа 1 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.3. Выполнить упражнения на постановку руки в технике ножницы поверх расчёски. Сам. работа 1 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Укладка волос при помощи фена, электрощипцов (выпрямители), комбинированная. Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.5. Анализ рынка средств для фиксации волос, перед и после укладки электроинструментами. Сам. работа 1 8 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.6. Отработка сушки и укладки волос при помощи электрощипцов (выпрямители), комбинированная. Сам. работа 1 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Подготовительные и заключительные работы по обслуживанию посетителей; Инструменты, оборудование и приспособления для парикмахерских работ; Мытьё головы.
2.1. Подготовительные и заключительные работы; Дезинфекция, внешний осмотр головы; Инструменты, оборудование и приспособления для парикмахерских работ. Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Выучить названия и предназначение деталей основных рабочих инструментов. Сам. работа 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Изучить рынок косметических и лечебных препаратов, обозначить правила их использования соответственно типу волос; Изучить разновидности радикальных «лечебных» средств на профессиональном рынке. Сам. работа 1 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Подготовить и провести опрос о тенденциях востребованности и ценовой политике восстанавливающих средств и процедур. Сам. работа 1 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.5. Освоение приёмов мытья головы и процедуры по уходу за волосами, типы, виды и функции; Сушка волос. Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.6. Выучить типы, виды и функции мытья головы, типы волос; Отработка мытья головы. Сам. работа 1 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
2.7. Составить технологическую карту последовательности мытья головы или процедуры по уходу за волосами. Сам. работа 1 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Укладка волос различными способами.
3.1. Горячая укладка на короткий, средний и длинный волос (Классическая техника). Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
3.2. Отработка укладки при помощи фена на различной длине волос Сам. работа 1 10 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
3.3. Изучение возможных способов укладки волос при помощи электроинструментов. Сам. работа 1 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
3.4. Тестирование выбранного метода накручивания на модели. Сам. работа 1 4 ПК-32 Л2.3, Л1.1
3.5. Укладка волос при помощи электроинструментов (плойка). Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
3.6. Составить технологическую карту созданной укладки волос: от подбора образа, элементов укладки до её выполнения. Сам. работа 1 10 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Общие сведения о стрижках; Операции, применяемые при стрижке.
4.1. Общие сведения о стрижках; Подготовительные и заключительные работы; Деление на проборы, зоны. Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
4.2. Выучить названия существующих видов проборов и зон; Отработать деление на проборы и 4, 5, 6 зон. Сам. работа 1 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
4.3. Освоение приёмов пользования парикмахерским инструментом; Виды углов оттяжки и плоскостей. Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
4.4. Отработка операций, применяемых при стрижке. Сам. работа 1 8 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
4.5. Обозначить базовые мужские и женские стрижки. Сам. работа 1 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
4.6. Изучить формы и тенденции мужских и женских стрижек на предстоящий сезон. Сам. работа 1 8 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Выполнение базовой мужской стрижки волос.
5.1. Базовые мужские стрижки; Выполнение мужской стрижки: Наголо и Спортивная. Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
5.2. Отработка мужской стрижки: Наголо и Спортивная. Сам. работа 1 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
5.3. Подготовить моделей для отработки операций, применяемых при мужской стрижке. Сам. работа 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
5.4. Базовые мужские стрижки; Выполнение мужской стрижки: Бокс/Полубокс. Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
5.5. Отработка мужской стрижки: Бокс/Полубокс. Сам. работа 1 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
5.6. Выполнение мужской стрижки: Теннис . Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
5.7. Отработка мужской стрижки: Теннис. Сам. работа 1 6 ПК-32 Л2.3, Л1.1
Раздел 6. Выполнение мужской стрижки различных стилей.
6.1. Выполнение мужской модельной стрижки; Стрижка бороды и усов. Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
6.2. Отработка мужской модельной стрижки. Сам. работа 1 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
6.3. Стрижка бороды и усов. Сам. работа 1 1 ПК-32 Л2.3, Л1.1
6.4. Изучить возможности Hairtatoo. Сам. работа 1 2 ПК-32 Л2.3, Л1.1
6.5. Выполнение мужской стрижки: Британка и Андеркат. Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
6.6. Отработка мужской стрижки: Британка и Андеркат. Сам. работа 1 8 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
Раздел 7. Выполнение базовой женской стрижки волос.
7.1. Базовые женские стрижки; Подравнивание; Выполнение женской стрижки Каскад и Водопад. Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
7.2. Базовые женские стрижки; Выполнение классического Каре. Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
7.3. Отработка подравнивания различных форм, классического Каре. Сам. работа 1 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
7.4. Отработка женской стрижки Каскад и Водопад. Сам. работа 1 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
7.5. Изучить разновидности женской стрижки Каре. Сам. работа 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
7.6. Выполнение короткой модельной стрижки. Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
7.7. Отработка короткой модельной стрижки. Сам. работа 1 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
Раздел 8. Выполнение женской стрижки различных стилей.
8.1. Женская стрижка Итальянка. Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
8.2. Отработка женской стрижки Итальянка. Сам. работа 1 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
8.3. Изучить разновидности женской креативной стрижки. Сам. работа 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
8.4. Составить технологическую карту выполнения креативной стрижки. Сам. работа 1 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
8.5. Выполнение Боб-Каре, Каре на удлинение. Практические 1 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
8.6. Отработка Боб-Каре, Каре на удлинение. Сам. работа 1 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
8.7. Экзамен 1 9 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
Раздел 9. Подготовительные и заключительные работы при выполнении химической завивки.
9.1. Диагностика состояния волос; Технология выполнения химической завивки современными препаратами; Заключительные работы. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
9.2. Изучить современные препараты по уходу за волосами после воздействий химическими препаратами. Сам. работа 2 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
9.3. Особенности работы с современными препаратами. Сам. работа 2 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
9.4. Составить классификацию современных перманентных препаратов. Сам. работа 2 10 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
9.5. Современные перманентные процедуры. Сушка и расчесывание. Укладка волос после химической завивки. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
9.6. Отработать укладку волос после химической завивки; Отработать сушку и расчесывание волос после химической завивки. Сам. работа 2 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
9.7. Изучить разновидности прикорневых процедур и процедур по выпрямлению волос. Сам. работа 2 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
9.8. Составить технологическую последовательность современной перманентной процедуры. Сам. работа 2 10 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
9.9. Разновидности прикорневых процедур и процедур по выпрямлению волос; Рекомендации по уходу. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
9.10. Составить таблицу рекомендаций проведения процедур с применением перманентных составов согласно типу волос и пожеланиям клиента. Сам. работа 2 10 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
Раздел 10. Методики и схемы накручивания коклюшек.
10.1. Изучение различных схем накрутки. Сам. работа 2 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
10.2. Накручивание коклюшек классическим способом. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
10.3. Отработка классической схемы накрутки, на коклюшки различного диаметра. Сам. работа 2 10 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
10.4. Отработка классической схемы накрутки на различной длине волос. Сам. работа 2 10 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
10.5. Накручивание коклюшек различными способами. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
10.6. Отработка схемы накрутки шахматы, астра. Сам. работа 2 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
10.7. Отработка схемы накрутки по выбору. Сам. работа 2 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
10.8. Изучение возможных ошибок при проведении долговременной процедуры и методы их исправления. Сам. работа 2 12 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
10.9. Оформление технологической последовательности проведения современной перманентной процедуры. Сам. работа 2 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
10.10. Выполнение долговременной процедуры на клиенте. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
10.11. Зачет 2 4 ПК-32 Л2.3, Л1.1
Раздел 11. Основы колористики; Классификация красителей.
11.1. Классификация красителей, применение оксидов; Основы колористики, уровень глубины тона. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
11.2. Выучить основную классификацию красителей. Сам. работа 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
11.3. Разработать сравнительные характеристики различных групп красителей. Сам. работа 2 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
11.4. Цифровые и буквенные классификаторы красителей различных брендов. Сам. работа 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
11.5. Понятие химического процесса окрашивания, нейтрализация; типы окрашивания; цветовой спектр. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
11.6. Таблица применения оксидов, пропорции смешивания и время выдержки в различных брендах. Сам. работа 2 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
11.7. Зарисовка цветового круга; Решение колористических задач; Окрашивание тон в тон, темнее. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
11.8. Сообщение о различии пигментов на 1-3, 4-7 и 8-10 уровнях глубины тона. Сам. работа 2 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
11.9. Разработка позиций красителей на основе звезды Освальда, работа с сединой. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
11.10. Разработка позиций красителей незнакомого бренда на основе звезды Освальда. Сам. работа 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
11.11. Составление и решение колористических задач; Окрашивание тон в тон, темнее. Сам. работа 2 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
11.12. Отработка подготовительных и заключительных работ при окрашивании, тренировка диагностирования цвета на натуральной или косметической базе. Сам. работа 2 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
Раздел 12. Выполнение окрашивания волос.
12.1. Выполнение повторного окрашивания волос красителями 2 группы. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
12.2. Выполнение прикорневого окрашивания волос на модели. Сам. работа 2 4 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
12.3. Разновидности осветляющих красителей; Особенности работы с суперосветляющими линейками; Работа с фонами осветления, корректоры, микстона; Таблица применения оксидов, пропорции смешивания и время выдержки при работе с красителями 1 группы в различных брендах. Сам. работа 2 8 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
12.4. Окрашивание волос красителями 1 группы: обесцвечивание, осветление; Фоны осветления. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
12.5. Разработка технологической карты первичного и вторичного окрашивания. Сам. работа 2 6 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
12.6. Правило 10 (11-12); Решение колористических задач. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
12.7. Выполнение окрашивания на 2-3 уровня светлее, 4-5 уровней светлее. Сам. работа 2 8 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
12.8. Разновидности мелирования, технологии выполнения. Сам. работа 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
12.9. Мелирование двумя способами, тонирование. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
12.10. Выполнение мелирования, самостоятельный подбор красителя. Сам. работа 2 5 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
12.11. Окрашивание волос красителями 3 и 4 группы. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
12.12. Схемы окрашивания. Практические 2 2 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
12.13. Оформление контрольной работы. Сам. работа 2 10 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1
12.14. Экзамен 2 9 ПК-32, ПК-36 Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Автор-составитель: Петровская В.А. Парикмахерское искусство : уроки мастерства: Учебное пособие Москва: Аделант. // ЭБС "Университетская бибиотека online", 2008 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сергеенко Е. Н. Основы стилистики в парикмахерском искусстве и декоративной косметике: учебное пособие: Учебное пособие Минск: РИПО. // ЭБС "Университетская библиотека ONLINE", 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Сергеенко Е. Н. Основы стилистики в парикмахерском искусстве и декоративной косметике: Учебная литература для ССУЗов РИПО, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Сергеенко Е. Н. Основы стилистики в парикмахерском искусстве и декоративной косметике: учебное пособие: Учебное пособие Минск: РИПО, // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://vk.com/tamaramakeup
Э2 www.imagekitchen.com.ua/.../image-kitchen-poustovit-makiyazh-i-dizajn-prichyosok.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
26Д учебная аудитория для практических работ парикмахерского искусства - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; столики с зеркалом для визажа; манекен учебный тренировочный «голова женская»100% натур. (10шт.); мойка парикмахерская «Байкал» с креслом Николь красный; раковина глубокая черная; сушуар Imagine; шипцы Sleek Expert Babyliss; бритва филировочная; весы для краски электронные черные; диффузор; зеркало заднего вида, увеличивающее; парик женский; плойка для волос; чемодан для парикмахера; фен; щипцы (мелкое гофре); девелопер; набор кистей для макияжа; набор расчесок в чехле; набор декоративной косметики
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.