Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.03.03. История искусств |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | z50_03_03_ИИ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | 2 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 6 | 6 | 10 | 10 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 8 |
Сам. работа | 34 | 34 | 59 | 95 | 93 | 129 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 42 | 42 | 78 | 114 | 120 | 156 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цель дисциплины - познакомить студентов с методикой и методологией научного исследования в области изобразительного искусства и архитектуры. Задачи: -формирование у студентов представления об организации научно-исследовательской работы на различных уровнях; -научить студентов осуществлять поиск и отбор источников, а также анализ опубликованных источников и результатов художественной практики; -научить студентов пользоваться различными методами в архитектурных и искусствоведческих исследованиях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-1 | способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства |
ПК-8 | способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | -исторический опыт развития отечественного и зарубежного искусства; -основные факты и закономерности историко-художественного процесса; -значение художественного наследия для современной культуры. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -анализировать произведение искусства; -осуществлять сравнительный анализ; -составлять научный аннотированный каталог; -определять концепции экспозиций, идею и замысел произведения искусства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -навыками анализа конкретных произведений искусства и художественного процесса в целом; -навыками построения различных типов экспозиций; -навыками составления различных типов каталогов; -навыками владения различными методами исследования: аналитическим, системным, историческим, проектным и другими. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологические основы изучения произведений искусства | ||||||
1.1. | Основы научного знания. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л3.1 |
1.2. | Виды познавательной деятельности. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л3.2, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Уровни научно-исследовательских работ. | Сам. работа | 1 | 16 | ПК-8 | Л1.2, Л2.2, Л3.1 |
1.4. | Основы теории познания: система понятий. | Практические | 1 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.2, Л3.1 |
1.5. | Реферирование труда Ильина В.В. "Теория познания. Введение. Общие проблемы"(М. - 1993) | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л2.2, Л3.1 |
1.6. | Различные типы методов, используемых в описании памятников. | Практические | 1 | 2 | ПК-8 | Л3.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Принципы искусствоведческого описания и анализа памятников.Единство формы и содержания в художественном образе. | ||||||
2.1. | Замысел и его творческое воплощение. О правилах композиции. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
2.2. | Описание предметов народного искусства. | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Метрика вещей (о размерах произведений). | Практические | 2 | 2 | ПК-8 | Л1.2, Л2.2, Л3.1 |
2.4. | Символика чисел. Золотое сечение. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Особенности художественного языка отдельных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. | ||||||
3.1. | Особенности архитектуры как вида искусства. | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1 |
3.2. | Образное содержание искусства архитектуры: умение анализировать и понимать содержание произведений искусства. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-8 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л3.1 |
3.3. | Конспектирование труда Иконникова А.В. "Художественный язык архитектуры" (М., 1985) | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л1.2, Л3.1 |
3.4. | Виды скульптуры. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.1 |
3.5. | Декоративное творчество как самостоятельный вид искусства. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л3.1 |
3.6. | Дизайн.Оформительское искусство как область декоративного искусства. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л2.2, Л3.1 |
3.7. | Графика как изобразительное искусство. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2 |
Раздел 4. Особенности живописи как вида изобразительного искусства. | ||||||
4.1. | Виды живописи и ее выразительные средства. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Техники живописи.Портрет. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Представить письменно описание трех портретов Рембрандта ван Рейна из раннего, зрелого и позднего периодов творчества (на основе плана стилистического анализа живописного произведения). | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
4.4. | Пейзаж.Натюрморт. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
4.5. | Происхождение театрального искусства. | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
4.6. | Представить реферат о деятельности А.Бенуа как театрального художника. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2 |
4.7. | Другие жанры живописи. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2 |
4.8. | Составить виртуальную экспозицию на тему "Живописцы Алтая начала ХХI века", мотивировать принципы построения экспозиции, разработать рекламный блок виртуальной выставки. | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Компоненты восприятия художественного произведения. Общее и неповторимо-индивидуальное в каждом произведении. | ||||||
5.1. | Проблема,идея, фабула и сюжет. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-8 | Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Художественный образ. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-8 | Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.3. | Типы экспозиций. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-8 | Л3.2, Л1.2, Л2.2 |
5.4. | Каталог художественной коллекции и художественной выставки: научный, аннотированный, опись. | Сам. работа | 2 | 5 | ПК-1, ПК-8 | Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.5. | Составление каталога виртуальной экспозиции по выбору студента. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1, ПК-8 | Л3.2, Л1.2, Л2.2 |
5.6. | Конспектирование труда Раушенбаха Б. "Геометрия картины и зрительное восприятие" (СПб, 2001) | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л2.2 |
5.7. | Экзамен | 2 | 9 | ОПК-1, ПК-1, ПК-8 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ФОС в приложении к РПД |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОС в приложении к РПД |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОС в приложении к РПД |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гнедич, П. П. | История искусств : учебник | М: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36374 |
Л1.2 | Степанская Т.М. | Художественная критика: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2015. | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мелехова К.А., Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская | Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века: монография | Барнаул: ИП Колмогоров И.А.// ЭБС АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Флоренский П.А. | Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях: | Директ-Медиа // ЭБС Университетская библиотека он-лайн, 2010 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Булгаева Г.Д. | Реставрация памятников живописи : учебно-методическая программа | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | [авт.-сост. Л.И. Нехвядович] | Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Университетская библиотека onlaine | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | Алтайский краевой государственный краеведческий музей | www.agkm.ru | ||
Э3 | Бийский краеведческий музей им. В.В.Бианки | www.museum.ru | ||
Э4 | Государственный художественный музей Алтайского края | www.arw.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. Требования к написанию курсовой работы приведены в методических рекомендациях. |