МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музыки
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра истории искусства, костюма и текстиля
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 252
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 252 252 252 252
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
д.иск., проф., Будкеев С.М.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История музыки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплины является овладение студентом широкими знаниями историко-стилевого процесса в области музыкальной культуры, изучение национальных музыкальных школ, расширение музыкального кругозора студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
ПК-16: способностью к реализации социально-культурных и художественно-творческих программ в социокультурной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• историю русской музыки XVIII-XIX веков
• основные этапы эволюции музыкальных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте
• направления и стили русской музыки XVIII-XIX веков
• творчество русских композиторов XVIII-XIX веков
• музыкальную литературу всех жанров, включая выдающиеся произведения оперно-симфонической, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, особенно в области избранной специализации
3.2.Уметь:
3.2.1.• ориентироваться в композиторских стилях, жанрах и формах какой-либо эпохи в историческом аспекте
• характеризовать и анализировать музыкальные произведения (определять на слух предложенные произведения)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с музыковедческой литературой, в том числе нотной, текстом клавира, симфонической партитурой
навыками решения задач, связанных с историей современной музыкальной культурой

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Музыка языческой Руси и Средневековья.
1.1. Введение. Периодизация истории русской музыки от истоков до начала XX века. Музыкальная культура славянских племен и языческой Руси. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Введение. Периодизация истории русской музыки от истоков до начала XX века. Музыкальная культура славянских племен и языческой Руси. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
1.3. Музыкальная культура русского Средневековья. Древнерусское певческое искусство: богослужебное и знаменное пение. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Музыкальная культура русского Средневековья. Древнерусское певческое искусство: богослужебное и знаменное пение. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Русская музыка XVII-XVIII веков.
2.5. Русская музыкальная культура второй половины XVII века. Партесный концерт. Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
2.6. Формирование первого художественного стиля – барокко. Основные черты стиля канта и партесного концерта. Новая музыкальная эстетика. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
2.7. Русская музыкальная культура XVIII века: периодизация и характеристика этапов; жанр духовного концерта; хоровой концерт в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского; русская опера до 70-х годов XVIII века; оперное творчество В. Пашкевича, Е. Фомина, Д. Бортнянского; камерно-вокальные и инструментальные жанры Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
2.8. Формирование основных жанров русской музыкальной культуры. Хоровой духовный концерт: истоки, стилистика, этапы эволюции. Своеобразие хорового письма Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского. Отечественная опера 70-е гг. XVIII века. Камерно-вокальное творчество русских композиторов конца XVIII – начала XIX в. (Российская песня). Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Русская музыка XIX века.
3.9. Русская музыкальная культура первой четверти XIX века: характеристика периода; хоровые, камерно-вокальные и инструментальные жанры. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Основные течения музыкальной мысли: публицистическая критика, реакционная, классицистская философская критика, романтическая философская критика. Музыкально-театральные жанры. Хоровые, камерно-вокальные и инструментальные жанры. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.11. Русская музыкальная культура второй четверти XIX века: характеристика периода; оперное и симфоническое творчество М.И. Глинки. Лекции 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.12. Русская музыкальная культура второй четверти XIX века: характеристика периода; камерно-вокальное и оперное творчество А.С. Даргомыжского. Лекции 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.13. Историческая опера первой половины XIX века. Типология жанра. Становление исторического жанра. Оперное и симфоническое творчество М.И. Глинки ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Камаринская", "Вальс-фантазия", испанские увертюры). Эстетические принципы А.С. Даргомыжского в оперном и камерно-вокальном творчестве. Практические 5 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.14. Изучение основной и дополнительной литературы по изученным темам, прослушивание и анализ музыкальных произведений (материалы фонотеки). Сам. работа 5 32 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.15. Русская музыкальная культура второй половины XIX века: общие тенденции, эстетические и творческие проблемы. Сам. работа 5 32 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.16. Основные тенденции развития, эстетические и творческие проблемы музыкальной культуры в России второй половины XIX века. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.17. Историческая опера второй половины XIX века. Эволюция оперного творчества М.П. Мусоргского. Народная музыкальная драма «Хованщина». Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.18. Феномен творческого стиля М. Мусоргского. Мусоргский как оперный реформатор; идея реалистической музыкальной драмы (народная музыкальная драма "Хованщина"). Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.19. Историческая опера в творчестве А.П. Бородина («Князь Игорь»). Сам. работа 5 32 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.20. Особенности творческого пути композитора. Показательность единственной оперы Бородина для его стиля. Жанровые особенности оперы. Практические 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.21. Обрядово-мифологические оперы Н.А. Римского-Корсакова 70-х – 90-х годов. Опера «Садко». Сам. работа 5 32 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.22. Обрядово-мифологические оперы Н.А. Римского-Корсакова: основные образные сферы, решения проблемы музыкальной формы. Опера "Садко" - эволюция оперного стиля Римского-Корсакова. Практические 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.23. Лирико-психологическая опера второй половины XIX века. Оперное творчество П.И. Чайковского. Лекции 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.24. Образно – идейные основы творчества П.И. Чайковского. Оперное творчество Чайковского: жанровое разнообразие, соотношение драматического и музыкального начал, соотношение вокальных и оркестровых партий. Практические 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.25. Симфонические жанры в русской музыке второй половины XIX века. Программный симфонизм «кучкистов». Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.26. Три основных этапа становления русского симфонизма. Программный симфонизм кучкистов: пути развития. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.27. Русский эпический симфонизм. А.П. Бородина. Сам. работа 5 11 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.28. Эволюция симфонизма Бородина в последний период творчества композитора. Симфония № 2. Реализация принципов эпической драматургии. Типы тематизма. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.29. Симфония-драма в творчестве П.И. Чайковского. Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.30. Истоки и основные принципы симфонизма П. И. Чайковского. Зрелый стиль симфоний П. Чайковского. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.31. Изучение основной и дополнительной литературы по изученным темам, прослушивание и анализ музыкальных произведений (материалы фонотеки). Сам. работа 5 76 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Русская музыка рубежа XIX – XX веков.
4.32. Русская музыкальная культура рубежа веков: характеристика периода. Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.33. Русская музыкальная культура рубежа веков: характеристика периода. Авангард в русской музыке начала века: Н. Рословец, ранний С.Прокофьев, М. Матюшин, А.Лурье, Н. Обухова и др. Новое направление в русской духовной музыке(А.Кастальский, П.Чесноков, А.Гречанинов, С.Смоленский). Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.34. Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Обзор творчества А.К. Глазунова. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.35. Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Обзор творчества С.И. Танеева. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.36. Русский симфонизм рубежа веков: жанровые черты - тип тематизма, драматургия симфонического цикла. Творчество А. Глазунова и С. Танеева: периодизация, характеристика. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.37. Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Симфоническое творчество А. Скрябина. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.38. Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Симфоническое творчество С. Рахманинова. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.39. Симфоническое творчество А. Скрябина и С. Рахманинова: жанровое своеобразие, стилевые особенности, новаторство в области музыкального языка. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.40. Вокальные жанры в творчестве композиторов на рубеже веков. Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.41. Развитие традиций вокальной лирики: жанровая классификация и формы соотношения слова и музыки. Практические 5 1 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.42. Фортепианная миниатюра в творчестве русского композитора на рубеже веков: А. Лядова. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.43. Фортепианная миниатюра в творчестве русскго композитора на рубеже веков: А. Скрябина. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.44. Фортепианная миниатюра в творчестве русского композитора на рубеже веков: С. Рахманинова. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.45. Фортепианная миниатюра в творчестве русского композитора на рубеже веков: Н. Метнера. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.46. Фортепианная миниатюра в творчестве русских композиторов на рубеже веков: А. Лядова, А. Скрябина, С. Рахманинова, Н. Метнера - Особенности формы, продолжение традиций и новаторство. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.47. Изучение основной и дополнительной литературы по изученным темам, прослушивание и анализ музыкальных произведений (материалы фонотеки). Сам. работа 5 13 ОПК-1 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения
Приложение 1.   История музыки.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Майкапар А. Е. О музыке: учебное пособие М.: Директ-Медиа// ЭБС"Университетская библиотека он-лайн", 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=71085
Л1.2 Сокол, О.В. История русской музыки: учебное пособие Кемерово : КемГИК//ЭБС "Лань", 2010 https://e.lanbook.com/book/46034.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садохин А.П. Мировая художественная культура: учеб. пособие для учащихся средних проф. учеб. заведений М.:ЮНИТИ-ДАНА // ЭБС "Университетская библиотека on-line", 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115032
Л2.2 Левая, Т.Н. История отечественной музыки второй половины XX века : учебное пособие Санкт-Петербург : Композитор//ЭБС "Лань", 2010 https://e.lanbook.com/book/41044
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Форум "Классика" - Афиша http://www.forumklassika.ru
Э2 Мелодия http://www.melody.su
Э3 ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ http://www.early-music.narod.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.