МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История русской музыкальной культуры
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра истории искусства, костюма и текстиля
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.иск., проф., Будкеев С.М.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История русской музыкальной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 26.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины - изучение исторических закономерностей русской музыкальной культуры в контексте национальных, региональных, стилистических особенностей, изучение ярких и разнообразных проявлений русской музыкальной культуры в каждую конкретно-историческую эпоху от установления русской государственности до наших дней.
Для реализации основной цели курса, необходимо решить следующие задачи:
1. дать представление об основных этапах развития, видах, стилях и жанрах музыки в русской музыкальной культуре;
2. формировать способность понимать русскую музыкальную культуру и приобщать студентов через искусство к эмоционально-нравственному историческому опыту;
3. ознакомить с наиболее яркими шедеврами русской музыкальной культуры;
4. изучить взаимосвязь и взаимовлияние художественных традиций, сюжетов и образов русской музыкальной культуры;
5. сформировать представление об общих закономерностях художественного развития русской музыкальной культуры в контексте социальной и культурной истории;
6. показать место и роль русской музыкальной культуры в рамках мировой культуры;
7. способствовать всестороннему развитию студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
ПК-16: способностью к реализации социально-культурных и художественно-творческих программ в социокультурной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю русской музыки XVIII-XIX веков ;
историческое значении произведений русской музыкальной культуры, преемственность художественных традиций, сюжетов и образов разных исторических эпох.
3.2.Уметь:
3.2.1.
1. Умение осознанно воспринимать лекционный материал и углублять его в процессе самостоятельной работы и семинарских занятий;
2. Определять историческое значение произведений русской музыкальной культуры;
3. Уметь анализировать музыкальное произведение, находить в нем черты эпохи, стиля и авторского своеобразия;
4. Видеть преемственность художественных традиций, сюжетов и образов исторических эпох
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с музыковедческой литературой, в том числе нотной, текстом клавира, симфонической партитурой
навыки усвоения основных теоретических понятий курса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История русской музыкальной культуры
1.1. Культура, художественная культура, музыкальная культура в контексте социально-исторических условий России. Лекции 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Периодизация русской музыкальной культуры. Содержательные компоненты русской музыкальной культуры. Сам. работа 10 18 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Виды и жанры музыкальной культуры
2.3. Единство и многообразие русской музыкальной культуры. Лекции 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Образная сфера искусства. Видовое и жанровое разнообразие русской музыкальной культуры. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Музыкальная культура ранних княжеств
3.5. Народные истоки, Византийские влияния - формирование творческих стилей в регионах. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.6. Скоморохи, Придворная музыка. Обучение основам теории музыки и композиции в церковных школах. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Музыка придворная, театральная, бытовая
4.7. Драмы, канты, балеты Сам. работа 10 16 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.8. Открытие публичного музыкального театра. Сам. работа 10 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Музыкальная культура Петровской эпохи
5.9. Влияние западной музыкальной культуры на российское профессиональное искусство Практические 10 4 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.10. Знаки написания музыки и их эволюция. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Глинка и развитие профессиональной музыкальной культуры
6.11. Образная сфера музыки глинкинского периода. Музыкальное окружение Глинки. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.12. Исторические условия организации «Могучей кучки». Основные направления её деятельности. Практические 10 10 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.13. Наиболее значительные композиторы XIX столетия и их вклад в развитие отечественной музыкальной культуры. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.14. Музыкальный дилетантизм. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Рубеж XIX-XX столетий и новые тенденции в русской музыкальной культуре
7.15. Русские сезоны Дягилева в Париже и западные влияния на отечественную культуру. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.16. Социальные функции исполнительского искусства. Способы существования музыкального произведения. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.17. Музыкальный символизм. Практические 10 8 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.18. Новая проблематика в произведениях музыкального искусства. Песенное творчество. Хоровые коллективы. Формирование профессиональной и исполнительской школ. Лекции 10 4 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.19. Музыкальное творчество в годы Великой отечественной войны. Сам. работа 10 4 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Музыкальная культура послевоенного периода до 1991 г.
8.20. Развитие патриотической тематики в композиторском творчестве. Эволюция популярной музыки и влияние западных образцов. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.21. Профессиональное искусство и создание лучших образцов музыкального искусства. Сам. работа 10 4 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.22. Эволюция профессиональных школ в новейший период. Переоценка ценностей в видах искусств. Лекции 10 4 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.23. Перспективы развития отечественной музыкальной культуры. Как определить ориентиры в музыкальной сфере в новейший период. Проблема выбора в условиях информационной свободы. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.24. Осознанное самоограничение в посещениях концертно-зрелищных мероприятий как фактор выстраивания собственного вектора развития музыкальной культуры личности. Практические 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Левая, Т.Н. История отечественной музыки второй половины XX века : учебное пособие Санкт-Петербург : Композитор//ЭБС "Лань", 2010 https://e.lanbook.com/book/41044
Л1.2 Сокол, О.В. История русской музыки: учебное пособие Кемерово : КемГИК//ЭБС "Лань", 2010 https://e.lanbook.com/book/46034.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Майкапар А. Е. О музыке: учебное пособие М.: Директ-Медиа// ЭБС"Университетская библиотека он-лайн", 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=71085
Л2.2 Садохин А.П. Мировая художественная культура: учеб. пособие для учащихся средних проф. учеб. заведений М.:ЮНИТИ-ДАНА // ЭБС "Университетская библиотека on-line", 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115032
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Культурная эволюция: [Электронный ресурс]. http://yarcenter.ru/content/view/62397/47/
Э2 История музыки: [Электронный ресурс]. http://istoriyamuziki.narod.ru/index.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.