МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация выставочной деятельности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра истории искусства, костюма и текстиля
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доц., Брагина Л.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация выставочной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра истории искусства, костюма и текстиля

Протокол от 25.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Организация выставочной деятельности» являются ознакомление с общими и частными вопросами теории и практики организации деятельности музеев и учреждений музейно-выставочного типа, а также методики проектирования выставочного проекта, практическими навыками организации музейновыставочных мероприятий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: способностью применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятийно-категориальный аппарат, применямый в области музейновыставочной деятельности, особенности развития выставочной деятельности в отечественном музейном деле, порядок организации и нормативноправового регулирования музейно-выставочной деятельности, современные тенденции и направления работы в ходе выставочных мероприятий в музее, особенности выставочной деятельности по отношению к основным направлениям музейной работы, методику проектирования музейновыставочной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.профессионально оценивать опыт осуществленных музейновыставочных проектов, разрабатывать научно обоснованные и практически осуществимые проекты выставок с учетом современных требований и тенденций развития музейных и технических новаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой организации выставочной работы и разработки выставочного проекта, требованиями нормативно-правовых актов по организации и сопровождению музейно-выставочной работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Выставочная деятельность как составляющая художественной жизни региона
1.1. Основы музеологии/музееведения и теория выставочной деятельности. Лекции 9 4 ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Экспозиция как произведение искусства. Типы экспозиций.Культурно-образовательная деятельность выставки. Практические 9 2 ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Место выставочной деятельности в профессиональной ориентации. Лекции 9 2 ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Критерии оценки проектной выставочной деятельности. Практические 9 2 ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Выставки в музейной и немузейной практике. Типология и классификация выставок Лекции 9 2 ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Основы art-менеджмента, технологии выставочной деятельности.
2.6. Экскурсионная работа. Типы экскурсий. Художественный анализ экспонатов - основа экскурсии. Практические 9 2 ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Нормативно-правовое регулирование музейно-выставочной деятельности. Лекции 9 2 ПК-5 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Концептуальные выставки: понятие и сущность. Практические 9 2 ПК-5 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
2.9. Этапы проектирование выставки. Лекции 9 2 ПК-5 Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Куратор и выставка. Дизайн выставки. Практические 9 2 ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.11. Сопроводительная документация выставочного проекта. Сам. работа 9 2 ПК-5 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.12. Организация выставок-ярмарок. Практические 9 2 ПК-5 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.13. Техническое обеспечение выставочного проекта (монтаж, упаковка, транспортировка). Сам. работа 9 2 ПК-5 Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.14. Разработка концепции конкретной виртуальной выставки. Практические 9 2 ПК-5 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.15. Составление научного аннатированного каталога выставки. Сам. работа 9 10 ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.16. Музейная выставка: различные подходы и определения Сам. работа 9 10 ПК-5 Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.17. Выставочная деятельность художественных музеев Практические 9 2 ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.2
2.18. Выставочная деятельность исторических и естественнонаучных музеев Сам. работа 9 16 ПК-5 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.19. Выставочные проекты в современных российских и иностранных музеях Практические 9 4 ПК-5 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.20. Музейная архитектура и дизайн выставки Сам. работа 9 12 ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л2.3
2.21. Особенности музейно-выставочной деятельности в современных экономических и социо-культурных условиях (иностранный опыт) Сам. работа 9 12 ПК-5 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.22. Информационная поддержка выставок: возможности и пути решения проблем Сам. работа 9 12 ПК-5 Л3.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ханс Ульрих Обрист [пер. с англ. А. Зайцева] Краткая история кураторства : М. : ООО «Ад Маргинем Пресс» // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143473
Л1.2 Петелин, В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности : учебник М. : Юнити-Дана , 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116636
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1919
Л2.2 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4972
Л2.3 Савицкий, С. Взгляд на петербургское искусство 2000-х годов : СПб : Петрополис // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2010
Л2.4 Курило, Л.В. Основы экскурсионной деятельности : учебное пособие М. : Советский спорт // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М., Степанская Э.В. Методические рекомендации для составления научного аннотированного каталога художественной выставки: метод. реком. Барнаул, АлтГУ, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э2 Университетская библиотека onlaine http://www.biblioclub.ru/
Э3 Выставочный портал http://www.ex-po.ru/cgi-bin/index.cgi?action=vistserv
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.