Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 41 | 41 | 41 | 41 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.ф.н, проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целью изучения дисциплины является: 1) овладение навыками эффективного использования выразительных возможностей единиц разных уровней языка при создании текстов СМИ, отвечающих потребностям и стандартам современной медиакоммуникации; 2) формирование у студентов-журналистов интереса к русскому языку как важнейшей духовной ценности России, существенному фактору интеллектуального и культурного развития современного российского общества. Для достижения цели ставятся задачи: определять средства выразительности на разных уровнях языка; характеризовать языковые, стилистические и коммуникативные нормы современного русского языка в целом и применительно к практике СМИ; использовать изобразительно-выразительные возможности языка в соответствии с поставленными творческими задачами при подготовке собственных журналистских материалов; анализировать изобразительно-выразительные средства, используемые в текстах СМИ; создавать медиатексты определенных стилей и жанров с использованием выразительных средств различных знаковых систем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ПК-2 | способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ дляразмещения на различных мультимедийных платформах |
ПК-3 | способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | средства выразительности различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической), нормы, стандарты, форматы, стили разных типов СМИ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться стандартными и экспрессивными средствами выразительности русского языка различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в профессиональной коммуникации, способен совершенствовать свою языковую и коммуникативную компетентность; выявлять средства выразительности определенного типа СМИ посредством сопоставления этих средств в системе связей с другими СМИ; на основе этого анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с требованиями, принятыми в СМИ разных типов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | свободно владеет нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, в журналистской деятельности; принципами выбора слова и лексической сочетаемости, нормами словообразования, правилами употребления знаков препинания, приемами экспрессивного языкового воздействия, в зависимости от конкретных творческих задач, решаемых в ходе создания журналистского текста. Способен обнаруживать тенденции развития выразительных возможностей разных типов СМИ и в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие о языке СМИ. Тенденции развития языка современных российских СМИ | ||||||
1.1. | Тенденции развития языка СМИ. Понятие образности и выразительности речи. Образные и выразительные средства языка СМИ. | Лекции | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Особенности языка современных российских СМИ | Практические | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Средства выразительности разных уровней языка. Современные тенденции расширения выразительных возможностей разных типов СМИ с использованием различных знаковых систем | ||||||
2.1. | Фонетико-смысловые фигуры. Их использование в устной речи журналиста | Лекции | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Фонетико-смысловые фигуры. Их использование в устной речи журналиста | Практические | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Графико-смысловые фигуры в современных СМИ | Лекции | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Графико-смысловые фигуры в современных СМИ | Практические | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Семантико-смысловые фигуры: тропы. Лексико- фразеологические особенности языка СМИ. Их использование в разных типах СМИ. Специфика заголовков. | Лекции | 3 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Семантико-смысловые фигуры: тропы. Лексико- фразеологические особенности языка СМИ. Их использование в разных типах СМИ. Специфика заголовков. | Практические | 3 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Словообразовательные и морфологические особенности языка СМИ | Лекции | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Словообразовательные и морфологические особенности языка СМИ | Практические | 3 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Структурно-смысловые фигуры: микрофигуры и макрофигуры Средства экспрессивного синтаксиса в заголовках | Лекции | 3 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Структурно-смысловые фигуры: микрофигуры и макрофигуры Средства экспрессивного синтаксиса в заголовках | Практические | 3 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Итоговая контрольная работа «Анализ выразительных средств в СМИ» | Сам. работа | 3 | 19 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Портфолио «Журналистский шпионаж» | Сам. работа | 3 | 14 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.13. | защита портфолио в группе | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-2, ПК-3 | |
2.14. | Экзамен | 3 | 27 | ПК-2, ПК-3 | Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Малычева Н.В. | Стилистика и литературное редактирование: учебное пособие | М. : Дашков и Ко, 2012 | |
Л1.2 | Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. | Стилистика русского языка: учебник | Флинта, 2008 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Петрова, Н.Е. | Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учебное пособие | М. : Флинта, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. | Публицистический текст. Лингвистический анализ. : | Флинта: Наука,, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех | gramota.ru | ||
Э2 | Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике | dic.academic.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) | www.evartist.narod.ru/journ.htm | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Экзамен по курсу выставляется на основе балльно-рейтинговой системы: 1. Контрольная работа – max 40 баллов. 2. Портфолио – max 30 баллов. 3. Экзамен – max 30 баллов. 4. Бонус (вербальный, фото-, аудио-, видео-, графический медиаконтент) - max 10 баллов Экзамен (результирующая оценка знаний, умений и навыков студентов) выставляется на основании балльно-рейтингового подхода к оцениванию работ, выполняемых студентами самостоятельно в течение всего семестра. Такая система оценки знаний, умений, навыков студентов, во-первых, более объективна, т.к. учитывает результаты нескольких работ студента, а во-вторых, позволяет сделать работу студента более планомерной и потому более качественной. График самостоятельной работы выдается на вводной лекции. Каждое из заданий, выполняемых студентами, имеет определенный коэффициент сложности, все баллы суммируются, в результате выводится итоговая оценка по курсу в целом. Студент может быть аттестован «автоматически», если он выполнил необходимые задания БРС в течение семестра и набрал достаточное количество баллов по дисциплине. Помимо основных работ, студент имеет возможность набрать дополнительное число баллов за выполнение дополнительных заданий, предложенных преподавателем (бонус). Студенты, не набравшие минимум баллов (по какой-либо причине), имеют возможность прийти на экзамен и получить необходимые дополнительные баллы за ответ. Экзамен проводится письменно. Билет включает два вопроса: один теоретический, второй – анализ предложенного текста СМИ, направленный на выявление выразительных средств языка СМИ. На выполнение заданий отводится 90 минут, оценка осуществляется в соответствии с предложенными выше критериями. Задания для практических занятий оцениваются исходя из отмеченных выше требований. Ответы представляются в устной форме непосредственно на практических занятиях. Учитывается выполнение индивидуальных домашних заданий. Основной целью подготовки к практическим занятиям является развитие навыков самостоятельного изучения рекомендованной литературы, поиска дополнительных источников и анализа выразительных средств языка СМИ в соответствии с заданием. При работе с примерами необходимо стремиться не только к узнаванию приема или выразительного средства, но и к пониманию цели его употребления в данном контексте, функциональной нагрузки, которой данный прием обладает. Индивидуальная работа в процессе подготовки и в ходе занятий предполагает развитие навыков анализа различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ. Задания для самостоятельной работы (домашняя контрольная работа и портфолио) оцениваются исходя из отмеченных выше требований (см. задания для самостоятельной работы). Изучение дисциплины предусматривает самостоятельную работу бакалавров с научной литературой, рекомендациями практиков медиаотрасли, применение теоретических знаний к анализу и оценке медиатекстов в соответствии с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов. Ответы представляются в письменной форме (печатной и / или электронной). График самостоятельной работы выдается на вводном занятии. |