МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История культуры
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 133
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 20 20 12 12 32 32
Сам. работа 76 76 57 57 133 133
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Р.Ю.Волоснов

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать получению студентами знаний о развитии мировой художественной культуры от первобытной эпохи до современности, представлений о формировании мирового культурного пространства и тенденциях развития русской культуры, ее национальном своеобразии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-1: способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Объект истории культуры и его характеристика. Место истории культуры в системе социальных и гуманитарных наук.
Перечислить основные категории культуры.
Полифункциональность культуры относительно общества и человека. Основные социальные функции культуры. Социальные институты культуры как формы объективации и социализации культурных значений, функций, ценностей, норм в обществе.
и место духовного в системе
Перечислить различие подходов к объяснению культурного развития. Типы и модели культурных изменений.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять состояние современных исследований культуры. Основные аспекты культуры: деятельностно-преобразующий, гносеологический, аксиологический, коммуникативный. Духовность и «прасимволы» культуры.
Оценить соотношение функций культуры и ее институтов.
Оценить различие подходов к объяснению культурного развития. Типы культурных изменений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Оценить историю культуры как специальную теорию, объясняющую духовное состояние, интеллектуальное поведение и деятельность совокупного человека (общества), группы и индивида, направленных на саморегуляцию совместной жизнедеятельности.
Гносеологическим и социологическим подходами к анализу культуры.
Знанием роли средств массовой коммуникации в духовной жизни общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "История культуры"
1.1. Пространство мировой культуры Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Пространство мировой культуры Практические 1 4 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Пространство мировой культуры Сам. работа 1 16 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Культура первобытности Лекции 1 4 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Культура первобытности Практические 1 6 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Культура первобытности Сам. работа 1 16 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Культура древневосточных цивилизаций Лекции 1 4 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Культура древневосточных цивилизаций Практические 1 6 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Культура древневосточных цивилизаций Сам. работа 1 16 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Культура античного мира Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.11. Культура античного мира Практические 1 2 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.12. Культура античного мира Сам. работа 1 16 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.13. Культура средних веков Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.14. Культура средних веков Практические 1 2 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.15. Культура средних веков Сам. работа 1 12 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.16. Культура эпохи Возрождения Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.17. Культура эпохи Возрождения Практические 2 4 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.18. Культура эпохи Возрождения Сам. работа 2 18 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.19. Культура Нового времени Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.20. Культура Нового времени Сам. работа 2 18 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.21. Культура Новейшего времени Лекции 2 6 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.22. Культура Новейшего времени Сам. работа 2 21 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.23. Культура Нового времени Практические 2 4 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.24. Культура Новейшего времени Практические 2 4 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.25. Экзамен 2 27 ОК-2, ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115400
Л1.2 Иконникова С.Н. Культурология в 2 ч. Теоретическая культурология : учебник для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/kulturologiya-v-2-ch-chast-1-teoreticheskaya-kulturologiya-427422
Л1.3 Солонин Ю.Н. Культурология: учебник Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/viewer/C78F440F-7249-4CC2-A49D-6249B535C5EF/kulturologiya#page/1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Ф. Горохов Культурология : учебник и практикум для академического бакалавриата — М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/kulturologiya-415938
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Культура и искусство http://art-history.ru
Э2 Российский общеобразовательный портал. Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic.edu.ru/
Э3 Культура в современном мире http://www.culturanew.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Ссылка на web-страницу: Энциклопедия Арт-Пси: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psycosmology.ru/art/index.php/
5. Ссылка на web-страницу: Философия: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.t5s.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
 Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.