МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Академическая скульптура и пластическое моделирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-4-2019
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 82
самостоятельная работа 215
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 22 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 54 54 28 28 82 82
Сам. работа 198 198 17 17 215 215
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 252 252 72 72 324 324

Программу составил(и):
ст. преп., Чурилов М.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Академическая скульптура и пластическое моделирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. N 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование объемно-пространственного мышления; овладения элементарными профессиональными навыками скульптора, формирование понятия о художественном образе в скульптуре.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью обладать элементарными профессиональными навыками скульптора, приемами работы в макетировании и моделировании
ПК-1 способностью владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи, элементарными профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Творчество великих мастеров и их произведения отечественной и зарубежной скульптуры; процесс создания художественного образа в скульптуре.Приёмы работы в скульптуре и моделировании разными материалами, авторов наиболее известных произведений, разбираться в скульптурных стилях
3.2.Уметь:
3.2.1.Мыслить объемно-пространственными формами; вести работу последовательно «от общего к деталям».Выполнять скульптурные композиции в глине и пластилине, их эскизы, наброски фигур в сложном движении, модели любых объектов из различных материалов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.различными приемами и навыками рельефной пластики, навыками ваяния и лепки из глины и пластилина, моделирования объектов, набросков живых фигур в движении, выполнения эскизов скульптурных композиций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Виды скульптуры
1.1. Принципы лепки рельефа Практические 4 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.2. Композиция рельефа Сам. работа 4 20 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.3. Лепка орнамента простой формы Практические 4 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
1.4. Лепка орнамента сложной формы Сам. работа 4 20 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Лепка с натуры
2.1. Лепка кувшина простой формы Практические 4 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Лепка натюрморта из крынки и яблока. Сам. работа 4 30 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Этюд тематического 3-х предметного натюрморта Практические 4 6 ОПК-3, ПК-1 Л1.1
2.4. Лепка этюдов птиц по памяти и наблюдению Сам. работа 4 30 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.5. Этюд растений с натуры Практические 4 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. Лепка этюдов домашних животных по памяти Сам. работа 4 30 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.7. Этюд с чучела крупной птицы Практические 4 8 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Лепка фигуры человека
3.1. Этюды с гипсовой модели частей лица человека Практические 4 12 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.2. Кратковременные наброски человека с натуры Сам. работа 4 38 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.3. Лепка черепа Практические 4 12 ОПК-3, ПК-1 Л1.1
3.4. Этюд фигуры человека в пространстве Сам. работа 4 30 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.5. Лепка обрубовочной головы Практические 5 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.6. Этюды по представлению с человеческой фигуры Сам. работа 5 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.7. Лепка гипсовой головы Практические 5 6 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.8. Наброски с сидящей фигуры человека Сам. работа 5 2 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.9. Лепка живой головы Практические 5 6 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
3.10. Тематическая композиция на основе литературного произведения Сам. работа 5 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Композиция в скульптуре
4.1. Пластический язык скульптуры. Практические 5 6 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Образная интерпретация в скульптуре Сам. работа 5 4 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.3. Условность, типизация, идеализация в скульптурном образе. Практические 5 6 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.4. Процесс создания скульптурного образа Сам. работа 5 5 ОПК-3 Л2.1, Л1.1
4.5. Зачет 4 0 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1
4.6. Экзамен 5 27 ОПК-3, ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Взаимодействие скульптуры с пространством.
2. Является ли скульптура частью архитектурного или скульптурного ансамбля или это самостоятельное произведение?
3. Насколько рассматриваемое произведение охватывает трехмерное пространство (круглая скульптура и скульптура, связанная с архитектурой; архитектурно-скульптурная форма, горельеф; рельеф; барельеф; живописный рельеф; контррельеф)
4. В каком материале выполняется скульптура?
5. Рассчитана ли скульптура на фиксированные точки зрения, или полностью раскрывается при круговом обходе?
6. Каковы пропорции (соотношения частей и целого) в данной скульптуре или скульптурной группе? Каковы пропорции человеческой фигуры?
7. Каков рисунок скульптуры (разработка и усложнение отношений между большими композиционными блоками, ритм внутренних членений и характер разработки поверхности)? Если речь идет о рельефе – как меняется целое при смене угла зрения? Как варьируется глубина рельефа и выстроены пространственные планы, сколько их ?
8. Какова фактура скульптурной поверхности? Однородная или разная в разных частях? Гладкая или «эскизная» видны следы прикосновения инструментов, натуроподобная, условная. Как эта фактура связана со свойствами материала? Как фактура влияет на восприятие силуэта и объема скульптурной формы?
9. Какова роль цвета в скульптуре? Как взаимодействует объем и цвет, как они влияют друг на друга?
11. К какому жанру принадлежит эта скульптура? Для чего она предназначалась?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Домашнее задание
«2» - отсутствие домашней работы;
«3» - неполное наличие домашних заданий;
«4» - полностью выполнены все домашние задания с небольшими замечаниями.
«5» - полностью выполнены все домашние задания.
Самостоятельная работа – сдаются выполненные этюды, длительные объемные работы
«1» - неудовлетворительно (работа не сдана);
«2» - плохо (грубые ошибки в компановке, неумение самостоятельно вести скульптурную работу, неумение самостоятельно анализировать и исправлять ошибки);
«3» - удовлетворительно (однообразное использование приёмов при выполнении задания, небрежность и неаккуратность выполнения);
«4» - хорошо (некоторая неточность в компановке, небольшие недочёты, незначительные ошибки в передачи отношений);
«5» - отлично (правильную компановку, последовательное, правильное и аккуратное ведение работы, умелое применение скульптурных техник, умение обобщать, творческий подход).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стасов В.В. ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, МУЗЫКА. ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ В 6 Ч. ЧАСТЬ 1: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чаговец, Т.П. Словарь терминов по изобразительному искусству. Живопись. Графика. Скульптура: Учебное пособие Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url
Э2 2. http://artrus.tanais.info/ шедевры русской живописи
Э3 3. http://www.stellersgallery.com/Artists/AllArtists.asp галерея
Э4 4. http://www.roerich.org/index.html музей Рериха в Нью-Йорке
Э5 5. http://www.artsib.ru/ сибирские мастера
Э6 6. http://www.artabus.com/artists.php современные французские художники
Э7 7. http://other-art.rsuh.ru/ Музей "Другое искусство" 1950-70х годов
Э8 8. http://louvre.historic.ru/virttour.shtml Лувр
Э9 9. http://artgorizont.com/ Галерея картин и информация о классиках и современниках украинского, русского и мирового искусства
Э10 10. http://smallbay.ru/grafica.html музей искусств
Э11 11. http://www.russianpaintings.net/doc.vphp?id=596 русская живопись сайт на английском языке
Э12 12. D:\Agora Gallery - Chelsea New York City - Fine Art Gallery.htm
Э13 галерея искусств в НЬЮ- ЙОРКЕ
Э14 13. http://www.artwall.ru/index.phtml?categoryID=101 ПОСТЕРЫ ШЕДЕВ-РОВ МИРОВОГО ИС.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.