МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Композиция в декоративно-прикладном искусстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план54_03_02_ДПИиНП-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Композиция в декоративно-прикладном искусстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. N 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины: обеспечить профессиональную подготовку специалистов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов на основе знакомства с основами композиции; развитие творческих способностей в области декоративно-прикладного искусства и прочных основ композиционной грамоты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи, элементарными профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать место и роль композиции в создании произведений изобразительного искусства; основные композиционные приемы; закономерности и средства композиции в декоративном искусстве; основополагающие принципы формообразования современной предметно-пространственной среды; специфику декоративно-прикладного искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь осуществлять анализ произведений изобразительного искусства с точки зрения их композиции; применять при создании собственных композиций выразительные особенности различных изобразительных материалов и техник; уметь применять специфические трудовые умения и навыки, знания технологических приемов в создании декоративно-прикладной композиции.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками творческой работы; владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; различными методами создания композиции; практическими навыками художественной обработки различных материалов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Композиция в народном искусстве
1.1. Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры. Лекции 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Законы развития народного и декоративно-прикладного искусства и их взаимодействие с другим типом творчества - искусством профессиональных художников. Практические 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Основные примеры традиционных художественных промыслов. Народный мастер. Понятие "мастерство". Творческие способности мастера. Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Декоративная композиция
2.1. Основные принципы организации декоративной композиции. Орнамент и вопросы терминологии. Законы композиции: закон пропорциональности, соподчинения, доминанты, трехкомпонентности. Средства композиции. Лекции 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Композиционные приемы – в круге, орнаментальный ряд, ритм, мотив. Практические 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Статистические раппортные композиции. Ритмический строй. Простые и сложные орнаментальные мотивы и композиции. Мелкораппортные, среднераппортные, крупнораппортные композиции. Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Ритм – способ организации пространства, времени, движения и целостности в произведении народного декоративно-прикладного искусства. Лекции 2 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Равновесие. Соотношения форм в композиции. Виды равновесия в композиции. Практические 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Создание композиций с разными видами равновесия. Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Членение плоскости на части. Доминанта – композиционный центр декоративной композиции. Практические 2 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Создание композиций с доминантой и без доминаты. Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Особенности построения монокомпозиции. Практические 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.10. Динамические раппортные композиции. Композиции с контрастом. Композиции с асимметрией. Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.11. Цвет в декоративной композиции. Практические 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.12. Цвет (одно из выразительных средств в народном и декоративно-прикладном искусстве) - как важнейший компонент декоративного образа. Создание декоративной композиции в цвете. Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.13. Построение пространства и способы его организации в декоративной композиции. Практические 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.14. Анализ композиционных особенностей произведений народного и декоративно-прикладного искусства и способы его организации в декоративной композиции. Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Орнамент в декоративной композиции
3.1. Орнамент – часть общей материальной культуры. Функции орнамента. Классификация орнамента. Лекции 2 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Композиционные приемы и закономерности построения орнаментов. Орнаментальные мотивы в окружающей действительности. Сам. работа 2 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Создать орнаментальную композицию в круге и квадрате. Сам. работа 2 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Геометрические, растительные, животные мотивы, изображения человека, предметные мотивы, их символика и применение в орнаменте. Сам. работа 2 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Построение ленточного орнамента. Организация окружающей мотив среды. Виды линейно-раппортного орнамента. Сам. работа 2 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.6. Мотив в орнаменте.Принципы трансформации растительных форм и форм животного мира в орнаментальные мотивы. Графические приемы изображения формы в орнаменте. Метод «совершенных форм». Сам. работа 2 8 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.7. Построение асимметричного орнамента. Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Декоративный натюрморт
4.1. Тематическая декоративная композиция. Способы выражения темы декоративной композиции. Лекции 2 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Создать декоративный натюрморт, отталкиваясь от натурной постановки. Сам. работа 2 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.3. Продолжение работы. Сам. работа 2 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Шауро Г.Ф., Малахова Л.О. Народные художественные промыслы и декоративно - прикладное искусство: Учебное пособие Минск: РИПО // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шевелина Н. Ю. Графическая и цветовая композиция: Учебная литература для ВУЗов Архитектон, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Формальная композиция: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ООО ИПК «Университет», 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.cultpro.ru/cont.html
Э2 http://art-publish.ru/
Э3 http://www.twirpx.com/files/art/history/
Э4 http://artnow.ru/
Э5 http://site-about-art.in-global.net/
Э6 http://www.hiero.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. приложении