Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 54_03_02_ДПИиНП-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цели освоения учебной дисциплины: обеспечить профессиональную подготовку специалистов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов на основе знакомства с основами композиции; развитие творческих способностей в области декоративно-прикладного искусства и прочных основ композиционной грамоты. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способностью владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи, элементарными профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать место и роль композиции в создании произведений изобразительного искусства; основные композиционные приемы; закономерности и средства композиции в декоративном искусстве; основополагающие принципы формообразования современной предметно-пространственной среды; специфику декоративно-прикладного искусства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь осуществлять анализ произведений изобразительного искусства с точки зрения их композиции; применять при создании собственных композиций выразительные особенности различных изобразительных материалов и техник; уметь применять специфические трудовые умения и навыки, знания технологических приемов в создании декоративно-прикладной композиции. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками творческой работы; владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; различными методами создания композиции; практическими навыками художественной обработки различных материалов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Композиция в народном искусстве | ||||||
1.1. | Народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры. | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Законы развития народного и декоративно-прикладного искусства и их взаимодействие с другим типом творчества - искусством профессиональных художников. | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Основные примеры традиционных художественных промыслов. Народный мастер. Понятие "мастерство". Творческие способности мастера. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Декоративная композиция | ||||||
2.1. | Основные принципы организации декоративной композиции. Орнамент и вопросы терминологии. Законы композиции: закон пропорциональности, соподчинения, доминанты, трехкомпонентности. Средства композиции. | Лекции | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Композиционные приемы – в круге, орнаментальный ряд, ритм, мотив. | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Статистические раппортные композиции. Ритмический строй. Простые и сложные орнаментальные мотивы и композиции. Мелкораппортные, среднераппортные, крупнораппортные композиции. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Ритм – способ организации пространства, времени, движения и целостности в произведении народного декоративно-прикладного искусства. | Лекции | 2 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.5. | Равновесие. Соотношения форм в композиции. Виды равновесия в композиции. | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.6. | Создание композиций с разными видами равновесия. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.7. | Членение плоскости на части. Доминанта – композиционный центр декоративной композиции. | Практические | 2 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.8. | Создание композиций с доминантой и без доминаты. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.9. | Особенности построения монокомпозиции. | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.10. | Динамические раппортные композиции. Композиции с контрастом. Композиции с асимметрией. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.11. | Цвет в декоративной композиции. | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.12. | Цвет (одно из выразительных средств в народном и декоративно-прикладном искусстве) - как важнейший компонент декоративного образа. Создание декоративной композиции в цвете. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.13. | Построение пространства и способы его организации в декоративной композиции. | Практические | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
2.14. | Анализ композиционных особенностей произведений народного и декоративно-прикладного искусства и способы его организации в декоративной композиции. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Орнамент в декоративной композиции | ||||||
3.1. | Орнамент – часть общей материальной культуры. Функции орнамента. Классификация орнамента. | Лекции | 2 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Композиционные приемы и закономерности построения орнаментов. Орнаментальные мотивы в окружающей действительности. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Создать орнаментальную композицию в круге и квадрате. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Геометрические, растительные, животные мотивы, изображения человека, предметные мотивы, их символика и применение в орнаменте. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.5. | Построение ленточного орнамента. Организация окружающей мотив среды. Виды линейно-раппортного орнамента. | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.6. | Мотив в орнаменте.Принципы трансформации растительных форм и форм животного мира в орнаментальные мотивы. Графические приемы изображения формы в орнаменте. Метод «совершенных форм». | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
3.7. | Построение асимметричного орнамента. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Декоративный натюрморт | ||||||
4.1. | Тематическая декоративная композиция. Способы выражения темы декоративной композиции. | Лекции | 2 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Создать декоративный натюрморт, отталкиваясь от натурной постановки. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Продолжение работы. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мациевский Д. Е. | От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие | Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Шауро Г.Ф., Малахова Л.О. | Народные художественные промыслы и декоративно - прикладное искусство: Учебное пособие | Минск: РИПО // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2015 г. | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шевелина Н. Ю. | Графическая и цветовая композиция: Учебная литература для ВУЗов | Архитектон, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Формальная композиция: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ООО ИПК «Университет», 2014 | biblioclub.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.cultpro.ru/cont.html | |||
Э2 | http://art-publish.ru/ | |||
Э3 | http://www.twirpx.com/files/art/history/ | |||
Э4 | http://artnow.ru/ | |||
Э5 | http://site-about-art.in-global.net/ | |||
Э6 | http://www.hiero.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
см. приложении |