МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы уголовного права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 9,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 64 64 64 64
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кандидат юридическх наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Тыдыкова Надежда Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы уголовного права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата). УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 1511.

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся профессиональных компетенций: ПК-2, ПК-7 – способность квалифицированно толковать и применять нормы Конституции РФ, УК, УИК РФ, в том числе бланкетные, в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
ПК-10 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-8
-конституционные основы уголовного права;
-теоретические основы квалификации преступлений.

ПК-10
- проблемы ответственности за отдельные категории преступлений
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-8
-оперировать юридическими понятиями и категориями;
-анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
-анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- исследовать нормы уголовного права на предмет выявления пробелов, коллизий;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, работать с документами правового характера, нормативными актами;
- ориентироваться на исполнение законов в различных ситуациях профессиональной деятельности

ПК-10
- верно выбирать норму права для квалификации деяния
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-8
- уголовно-правовой защиты прав и свобод человека;
- уголовно правовой терминологией;
- навыками работы с правовыми актами;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
-навыком анализа правоприменительной практики.

ПК-10
навыком самостоятельно осуществлять квалификацию преступлений и производить их отграничение от смежных составов преступлений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы действия УК РФ во времени и в пространстве
1.1. Проблемы действия УК РФ во времени и в пространстве Практические 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Проблемы действия УК РФ во времени и в пространстве Сам. работа 8 4 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Проблемы объективных признаков состава преступления
2.1. Проблемы объективных признаков состава преступления Лекции 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Проблемы объективных признаков состава преступления Практические 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Проблемы объективных признаков состава преступления Сам. работа 8 4 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Проблемы субъективных признаков состава преступления
3.1. Проблемы субъективных признаков состава преступления Лекции 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Проблемы субъективных признаков состава преступления Практические 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Проблемы субъективных признаков состава преступления Сам. работа 8 4 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Проблемы института соучастия
4.1. Проблемы института соучастия Лекции 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Проблемы института соучастия Практические 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Проблемы института соучастия Сам. работа 8 4 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Проблемы стадий совершения преступления
5.1. Проблемы стадий совершения преступления Лекции 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Проблемы стадий совершения преступления Практические 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Проблемы стадий совершения преступления Сам. работа 8 4 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Проблемы применения обстоятельств, исключающих преступность деяния
6.1. Проблемы применения обстоятельств, исключающих преступность деяния Практические 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Проблемы применения обстоятельств, исключающих преступность деяния Сам. работа 8 8 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Проблемы назначения уголовного наказания
7.1. Проблемы назначения уголовного наказания Практические 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Проблемы назначения уголовного наказания Сам. работа 8 4 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Проблемы освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания
8.1. Проблемы освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания Сам. работа 8 8 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Проблемы применения иных мер уголовно-правового характера
9.1. Проблемы применения иных мер уголовно-правового характера Сам. работа 8 4 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Проблемы преступлений против личности
10.1. Проблемы преступлений против личности Лекции 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
10.2. Проблемы преступлений против личности Практические 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 11. Проблемы преступлений в сфере экономики
11.1. Проблемы преступлений в сфере экономики Лекции 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
11.2. Проблемы преступлений в сфере экономики Практические 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
11.3. Проблемы преступлений в сфере экономики Сам. работа 8 4 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 12. Проблемы преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
12.1. Проблемы преступлений против общественной безопасности и общественного порядка Лекции 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
12.2. Проблемы преступлений против общественной безопасности и общественного порядка Практические 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
12.3. Проблемы преступлений против общественной безопасности и общественного порядка Сам. работа 8 4 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 13. Проблемы преступлений против государственной власти
13.1. Проблемы преступлений против государственной власти Лекции 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
13.2. Проблемы преступлений против государственной власти Практические 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
13.3. Проблемы преступлений против государственной власти Сам. работа 8 4 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 14. Проблемы преступлений против военной службы
14.1. Проблемы преступлений против военной службы Лекции 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
14.2. Проблемы преступлений против военной службы Практические 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
14.3. Проблемы преступлений против военной службы Сам. работа 8 4 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 15. Проблемы преступлений против мира и безопасности человечества
15.1. Проблемы преступлений против мира и безопасности человечества Практические 8 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
15.2. Проблемы преступлений против мира и безопасности человечества Сам. работа 8 4 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 16. Контроль
16.1. экзамен Экзамен 8 36 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие уголовного права, его предмет, метод, задачи и функции.
2. Понятие науки уголовного права, ее предмет, метод, задачи и функции.
3. Современные проблемы науки российского уголовного права.
4. Конституционные основы уголовного права.
5. Принципы уголовного права, их отражение в УК РФ, преломление при толковании, применении закона.
6. Понятие, виды и система норм уголовного права.
7. Основные направления изменений уголовного законодательства.
8. Проблемы действия уголовного закона во времени.
9. Проблемы действия уголовного закона в пространстве.
10. Отражение признаков преступления, неоконченной преступной деятельности в составе преступления, при определении момента окончания преступления в теории и в практике ВС РФ.
11. Понятие единичного (отдельного) преступления в качестве составляющей множественности, виды, проблемы квалификации.
12. Понятие и формы множественности преступлений. Обстоятельства, исключающие множественность преступлений. Проблемы квалификации множественных преступлений.
13. Понятие конкуренции норм. Виды конкуренции.
14. Конкуренция уголовно-правовых норм, изданных в разное время, проблемы при определении правил ее преодоления.
15. Конкуренция уголовно-правовых норм с нормами других государств и международно-правовыми нормами.
16. Конкуренция норм при квалификации преступлений. Правила преодоления конкуренции в уголовном праве.
17. Объект, предмет преступления: проблемы при закреплении признаков в законе, их конкретизации, установлении и толковании.
18. Понятие и признаки деяния, проблемы при закреплении признаков в законе, конкретизации, установлении и толковании.
19. Понятие и признаки последствий преступления. Описание преступного вреда в конкретных составах преступлений. Последствия как способ указания на объект преступления.
20. Проблемы причинной связи в уголовном праве. Специфика установления причинной связи в транспортных преступлениях.
21. Проблемы определения признаков специальных субъектов в Особенной части УК РФ, в теории и практике ВС РФ.
22. Проблемы соучастия в преступлении.
23. Отражение норм Обшей части УК РФ о видах соучастников в Особенной части УК, их толкование в теории и практике ВС РФ.
24. Понятие и виды насилия в уголовном праве.
25. Понятие и составляющие физического насилия. Способы закрепления признаков физического насилия в Особенной части УК РФ. Правила квалификации.
26. Понятие и составляющие психического насилия. Способы закрепления признаков психического насилия в Особенной части УК РФ. Правила квалификации деяний.
27. Специальный субъект преступления. Проблемы определения признаков специальных субъектов в Особенной части УК РФ.
28. Отражение норм Общей части о формах соучастия в Особенной части УК РФ.
29. Способы закрепления признаков физического и психического насилия в преступлениях против порядка управления. Правила квалификации деяний при разных способах закрепления признаков насилия.
30. Системное толкование норм, предусматривающих ответственность за подлоги.
31. Сравнительная уголовно правовая характеристика признаков воинских преступлений и состава преступления, предусмотренного ст. 328 УК РФ «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы».
32. Сравнительная уголовно-правовая характеристика признаков ст. 337 УК РФ «Самовольное оставление части или места службы» со ст. 338 и 339 УК РФ «Дезертирство», «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами».



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы для написания эссе

1. Проблемы определения понятия «коррупция».
2. Тенденции развития законодательства об ответственности за взяточничество.
3. Тенденции развития законодательства об ответственности за дачу и получения незаконных вознаграждений.
4. Практика освобождения от ответственности за совершение служебных преступлений.
5. Особенности законодательной трактовки термина «должностное лицо».
6. Соотношение служебных и должностных преступлений.
7. Особенности уголовной политики в области ответственности за служебные преступления.
8. Проблемы квалификации преступлений, связанных с подлогами.
9. Проблемы предмета взятки.
10. Проблемы квалификации посредничества во взяточничестве.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС размещены в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Общая часть.: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/6A4D5DAE-F81D-40D3-889D-7FE8E4A0145F
Л1.2 О.С. Капинус [и др.]; отв. ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник: М.: Издательство Юрайт, 2021. – 437 с., www.biblio-online.ru/book/C580BE48-1A50-46AE-B67C-
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лебедев В.М. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 4 Т. ТОМ 4. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. РАЗДЕЛЫ Х—ХII: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лебедев В. М., Давыдов В. А., Иванова И. Н. ; Под общ. ред. Лебедева В.М. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7-е изд., пер. и доп. Научно-практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 3. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Э2 4. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э3 5. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Э4 6. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э5 7. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э6 8. Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com.
Э7 9. Информационный ресурс www.pravo.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
Adobe Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины




1. Методика проведения семинарского (практического) занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе.
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение преступлений против конституционных прав и свобод граждан невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.

2. Методика решения задач
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше
Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах семинарских / практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления.
3.1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления.
3.2 Показать объективную сторону совершенного деяния.
Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
3.3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
3.4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).



3. Методика решения тестовых заданий
Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях, либо через Единый образовательный портал Алтайского государственного университета. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше


4. Методика выполнения лабораторного практикума
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Выполняется индивидуально и самостоятельно. Сначала необходимо уяснить суть задания, затем собрать и проанализировать необходимый материал, потом оформить результат. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше

5. Методика выполнения практического задания

Практические задания представлены разнообразными вариациями, поэтому методика выполнения каждого предложена в тексте задания.

6. Методика проведения экзамена
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен. Экзамен, как правило, проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке. В билете содержится 2 вопроса. На подготовку ответа студенту дается 30 минут.
В период подготовки студент должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться рабочей программой и УМК дисциплины, определяющими объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.
На экзамене студент должен предельно кратко, но вместе с тем содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие подходы сложились в судебной практике, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Следует иметь в виду, что уголовное законодательство динамично изменяется. Все изменения должны быть учтены в ответе. Знание законодательства с учётом последних изменений является основой сдачи зачёта. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале.