МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы графического дизайна
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-34-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., А.Л.Усанова

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Основы графического дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является ознакомление с теоретическими основами графического дизайна и получение навыков в создании макетов сайтов и полиграфической продукции.
Задачи дисциплины:
дать общие понятия и терминалогию графического дизайна;
выявить специфику художественного творчества графического дизайна;
показать особенности исторического развития графического дизайна в связи с развитием науки, техники и технологии;
познакомить со спецификой творчества в различных направлениях графического дизайна.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: способностью к самостоятельному поиску, обработке, анализу, и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии
ПК-17: готовностью к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.создание макетов полиграфической продукции;
основы графического дизайна;
отдельные виды графического дизайна;
особенности исторического развития графического дизайна;
основы специальной терминологии в пределах программы;
основные этапы в истории развития и ведущие направления современного художественного проектирования;
творчество выдающихся представителей зарубежного и российского дизайна.
3.2.Уметь:
3.2.1.охарактеризовать специфику дизайнерской деятельности;
грамотно излагать ее теоретические основы, различать отдельные виды дизайна;
ставить задачи, связанные с информационной поддержкой всех областей дизайна;
адаптировать к дизайнерской деятельности новые достижения информационных технологий;
использовать полученные знания для более глубокого освоения смежных дисциплин, практической работы в курсовом и дипломном проектировании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки и проектирования макетов плакатов, календарей, визиток, буклетов и рекламных макетов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Графический дизайн как средство художественной коммуникации
1.1. Основные понятия. Специфика художественного творчества в графическом дизайне. Область профессиональных знаний дизайнера-графика. Сфера деятельности дизайнера-графика. Практические 6 4 ОПК-4, ПК-17 Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. История графического дизайна
2.2. Дизайн-графика советского периода (1920 – 1990 гг.). Графический дизайн в США. 1920-е гг.Современный этап развития графического дизайна. Мировые школы графического дизайна. Связь графического дизайна с архитектурой. Практические 6 4 ОПК-4, ПК-17 Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Разделы графического дизайна
3.3. Каллиграфия. Фирменный стиль. Бренд. Логотип как элемент фирменного стиля. Товарный знак. Практические 6 2 ОПК-4, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Разработка бренд-имиджа торговой марки Сам. работа 6 10 ОПК-4, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Буклет. Виды рекламных буклетов. Визитная карточка как элемент фирменного стиля Практические 6 2 ОПК-4, ПК-17 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Разработать фирменный бланк, конверт, визитная карточка, папка, прайс-лист. Разработать виды визитных карточек: личные, деловые и корпоративные Практические 6 6 ОПК-4, ПК-17 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Макет буклета с двумя фальцами. Макет буклета с одним фальцем Сам. работа 6 18 ОПК-4, ПК-17 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Разработать разные виды календарей: квартальные, плакатные, настенные перекидные календари, настольные календари "домики», настольные календари "пирамидки, карманные календари Практические 6 4 ОПК-4, ПК-17 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.9. Календарь. Упаковка Практические 6 2 ОПК-4, ПК-17 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.10. Макет вартального календаря. Макет настенного календаря. Макет календаря домика. Макет квартального календаря. Макет календаря пирамидки Сам. работа 6 14 ОПК-4, ПК-17 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.11. Разработать макет этикеток. Макет марок. Макет упаковок Практические 6 4 ОПК-4, ПК-17 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.12. Разработать макет этикеток. Макет марок. Макет упаковок Сам. работа 6 16 ОПК-4, ПК-17 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.13. Проектирование плакатов Практические 6 2 ОПК-4, ПК-17 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.14. Разработать макет учебного плаката. Макет рекламного плаката. Макет театральной афиши. Макет социального плаката Практические 6 6 ОПК-4, ПК-17 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.15. Разработать макет учебного плаката. Макет рекламного плаката. Макет театральной афиши. Макет социального плаката Сам. работа 6 14 ОПК-4, ПК-17 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Веселова, Ю.В., О.Г. Семёнов Графический дизайн рекламы. Плакат : учебное пособие Новосибирск : НГТУ // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228990
Л1.2 Овчинникова, Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учебное пособие М. : Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
Л2.2 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3557
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3555
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 6. Ссылка на on-line-книгу: Бобцов А.А., Шиегин В.В. Банки и базы данных. Основы работы с MS Access. Часть 1 (для пользователей). Учебное пособие. - [Электронный ресурс]. - URL: http://cie.ifmo.ru/doc/access_p1.pdf
Э2 5. Ссылка на on-line-статью: Компьютерные коммуникации. - [Электронный ресурс]. - URL: http://osnet.narod.ru/src/1.htm
Э3 4. Сайт «Введение в Интернет». - [Электронный ресурс]. - URL: http://osnet.narod.ru/index.htm
Э4 3. Ссылка на лекции по информационным системам. - [Электронный ресурс]. - URL: http://chaliev.ru/ise/lections-ise- zo.php
Э5 2. Ссылка на on-line-книгу: Проектирование автоматизированных информационных систем. - [Электронный ресурс]. - URL: http://sheiko28.narod2.ru/Knigil_po_programmiroapniyu/sheiko28/
Э6 1. Информационные технологии (IT). - [Электронный ресурс]. - URL: http://itru.info/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время.
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Методические указания по подготовке к зачёту

Основное в подготовке к зачёту – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к зачёту будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к зачёту избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к зачёту по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче зачёту старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к зачёту, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к зачёту следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и зачёт сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачёте может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.