МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика воспитательной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. ф. н. , доцент, Давыденко М. В.

Рецензент(ы):
док. иск., декан, Л. И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Методика воспитательной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Методика воспитательной работы» состоит в ознакомлении студентов с теоретическими основами воспитательного процесса, получения навыков и проведения творческо-художественных мероприятий в учреждениях профессионального образования.
Задачи курса:
-дать студентам теоретико-методологические основы воспитательной работы;
-выявить особенности планирования воспитательных мероприятий;
-развивать умения педагогического общения;
-показать специфику организации различных направлений творческо-педагогического воспитательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена
ПК-3 способностью организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО
ПК-7 готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых
ПК-9 готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление о методах воспитательной деятельности; основах воспитания и воспитательной деятельности; разнообразных современных воспитательных технологиях; методиках воспитательной работы как способы организации воспитательного процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать глоссарий программного обеспечения;
-основные периоды формирования воспитательной теории и практики в России и за рубежом;
-концепции авторских школ и современные технологии воспитания;
-закономерности общения и способы управления индивидом и группой;
-принципы, методы и формы воспитательной работы.
Уметь излагать теоретические основы воспитательной работы;
-различать отдельные виды воспитания;
-выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учётом реальной ситуации;
-использовать полученные знания в период прохождения педагогической практики в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования;
-разрешать педагогические конфликты
-дать психологическую характеристику личности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Обладать навыками определять свое место в осуществлении воспитательной деятельности; проводить диагностику развития личности и детского коллектива; навыками применения технологии воспитания с учетом особенностей детского коллектива;
применения технологии воспитательной деятельности для повышения эффективности воспитательного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность процесса воспитания
1.1. Сущность, цель, задачи и движущие силы воспитания Лекции 6 4 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.2
1.2. Сущность, цель, задачи и движущие силы воспитания Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.3. Классические и современные концепции воспитания Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Классические и современные концепции воспитания Практические 6 6 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Воспитательные системы школы и социума
2.1. Воспитательная система: понятие, структура, характеристика Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Система деятельности педагога-воспитателя
3.1. Сущность воспитательной работы школы Характерная деятельность педагога. Воспитатель как субъект воспитательного процесса. Методика планирования воспитательной работы Лекции 6 8 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1
3.2. Сущность воспитательной работы школы Характерная деятельность педагога. Воспитатель как субъект воспитательного процесса. Методика планирования воспитательной работы Практические 6 8 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1
Раздел 4. Педагогическое взаимодействие в воспитательном процессе. Индивидуальное и коллективное воспитание
4.1. Взаимодействие участников воспитательного процесса: сущность и принципы. Индивидуальная работа. Формы, методы, приёмы, средства воспитания. Классификация. Детский коллектив в педагогическом процессе Практические 6 2 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1
4.2. Взаимодействие участников воспитательного процесса: сущность и принципы. Индивидуальная работа. Формы, методы, приёмы, средства воспитания. Классификация. Детский коллектив в педагогическом процессе Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л2.1
Раздел 5. Технология в воспитательном процессе
5.1. Технология педагогического мониторинга. Общая характеристика педагогических технологий. Технология конструирования воспитательного процесса Лекции 6 2 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.2. Технология педагогического общения. Роль, функции и этапы педагогического общения. Технология решения педагогического конфликта Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Просмотр специальных учебных фильмов с последующим анализом Лекции 6 4 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.4. Просмотр специальных учебных фильмов с последующим анализом Практические 6 2 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.5. Составить план этической беседы Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.6. Методика подготовки и проведения родительского собрания Сам. работа 6 6 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.7. Как помочь учащимся выпустить стенгазету Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.8. Методика подготовки и проведения диспута Сам. работа 6 6 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.9. Методика подготовки и проведения беседы Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.10. Составьте таблицу целей воспитания, в которой сопоставлялись бы классические и современные концепции Сам. работа 6 8 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.11. Подготовка и проведение пресс-конференции Сам. работа 6 6 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.2
5.12. Методика организации и проведения народного праздника, например «Масленицы» Сам. работа 6 4 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.13. Анализ воспитательного мероприятия Сам. работа 6 6 ПК-2, ПК-7, ПК-9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Загвязинский В.И., Емельянова И.Н.- Теория обучения и воспитания: ЮРАЙТ, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щуркова Н.Е.- Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: ЮРАЙТ, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Щуркова Н.Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве: ЮРАЙТ, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" www.consultant.ru
Э2 Сайт академика РАО Новикова А.М. www.anovikov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.