МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественная обработка природных материалов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-4-2019
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 106
самостоятельная работа 191
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 106 106 106 106
Сам. работа 191 191 191 191
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
старший преподаватель, Нечаева А.С.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Художественная обработка природных материалов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развить творческое мышление студента и уточнить его ценностные пространства через опыт художественной обработки материалов в основных культурных традициях.Подготовить мастеров в области творческой и исполнительской деятельности (изготовление изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного назначения), развить мотивацию студентов к познанию и творчеству посредством освоения техники обработки природного материала.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.14

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правила техники безопасности при работе в мастерской;
виды материалов и их свойства;
основные способы и приемы обработки природных материалов;
виды инструментов, необходимых для обработки природных материалов;
особенности графических, живописных, пластических решений при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства;
основные методы и способы проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;
происхождение, содержание и виды народного орнамента;
специальную литературу по декоративно-прикладному искусству и народному искусству, профессиональную терминологию.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать ручным инструментом и содержать его в порядке;
составлять эскизы будущего изделия;
работать с измерительным инструментом;
выполнять изделия по шаблонам и трафаретам;
переносить на изделия рисунки и узоры;
использовать основные изобразительные материалы и техники при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства;
применять основные композиционные законы и понятия при проектировании и исполнении изделий декоративно-прикладного искусства;
включать теоретические знания о художественно-стилистических особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в практическую учебно-познавательную деятельность;
разрабатывать авторские композиции на основе традиций и современных требований декоративно- прикладного искусства;
адаптироваться к условиям работы в художественно- творческом коллективе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.получить набор навыков работы с различными видами продных материалов, инструментами;
ознакомиться с различными видами художественной обработки природных материалов;
ознакомиться с различными видами изделий;
научиться комплексному использованию различных техник обработки материалов в одном изделии;
получить опыт участия в выставках и просмотрах;
разработки специальных композиций для декоративного оформления изделий декоративно-прикладного искусства;
разработки графического и колористического решения декоративной композиции;
пользования специальной литературой;
составления аннотаций к разработанным проектам изделий декоративно-прикладного искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественная обработка бересты
1.1. Техника безопасности. Знакомство с берестой, ее внешними и техническими качествами, способами заготовки, хранения, обработки. Знакомство с различными инструментами и приспособлениями, используемыми при работе с берестой. Практические 2 8 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Плетение из бересты. Прямое косое плетение. Объемное плетение. Практические 2 10 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Отработка плетений из бересты. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Знакомство с тиснением и гравировкой. Практические 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Изготовление бижутерии из бересты. Подготовка основных и декорирующих элементов. Практические 2 8 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Изготовление бижутерии из бересты. Разработка эскиза и формы. Практические 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Изготовление бижутерии из бересты. Практические 2 4 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Изделия из пластовой бересты (туес). Разработка шаблона и формы. Практические 2 10 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.9. Изделия из пластовой бересты (туес). Декорирование боковых стенок. Практические 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.10. Изделия из пластовой бересты (туес). Изготовление крышки, декорирование. Практические 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.11. Изготовление интерьерных элементов декора. Эскизирование. Практические 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.12. Изготовление интерьерных элементов декора. Сам. работа 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.13. Изготовление интерьерных элементов декора. Практические 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Художественная обработка соломки
2.1. Виды соломки. Инструменты, приспособления при работе с соломкой. Способы заготовления, обработки, хранения. Практические 2 4 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Виды плетения. "Шахматка", "Паркетик" Практические 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Отработка видов плетения "Шахматка", "Паркетик". Сам. работа 2 8 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Виды плетения. Косичка из трех соломин", "Косичка из пяти соломин", плетенка "Зубатка Практические 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Отработка. Косичка из трех соломин", "Косичка из пяти соломин", плетенка "Зубатка Сам. работа 2 12 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Приобретение навыков в изготовлении плетенок. Сам. работа 2 24 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Художественная обработка рогоза
3.1. Виды рогоза. Инструменты, приспособления при работе с рогозом. Способы заготовления, обработки, хранения. Практические 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Приобретение навыков в изготовлении плетенок. Сам. работа 2 14 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Плоскостные виды плетение из рогоза. Приобретение навыков в изготовлении плетенок. Практические 2 3 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Плетение панно из рогоза. Практические 2 4 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Объемные виды плетения из рогоза Практические 2 4 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.6. Приобретение навыков в изготовлении плетенок. Сам. работа 2 22 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.7. Изготовление плетеной плоской куклы из рогоза. Эскизирование. Сам. работа 2 14 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.8. Разработка каркаса. Изготовление плетеной плоской куклы из рогоза Практические 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.9. Разработка каркаса. Изготовление плетеной плоской куклы из рогоза Сам. работа 2 10 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.10. Декорирование куклы. Изготовление плетеной объемной куклы из рогоза Практические 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.11. Декорирование куклы. Изготовление плетеной объемной куклы из рогоза Сам. работа 2 21 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.12. Декорирование куклы. Изготовление плетеной корзинки с цветами Практические 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.13. Декорирование куклы. Сам. работа 2 12 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.14. Просмотр Практические 2 2 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Керамика
4.1. Технология изготовления художественных керамических изделий. Свойства глины и подготовка ее к работе. Основные инструменты для обработки глины. Практические 2 4 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Знакомство с базовыми технологиями в области керамики - основных способов формообразования (методы из жгута, из пласта, из цельного куска глины) Практические 2 4 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Ручная лепка изделий. Практические 2 4 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Формовка путём выбивания. Сам. работа 2 24 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Отминка в готовую форму Практические 2 4 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Разработка глиняной модели изразца и изготовление гипсовой формы. Сам. работа 2 26 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Изготовление и декорирование авторского арт. объекта из керамики Практические 2 5 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Подготовка к выставке изготовленных работ Практические 2 4 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.9. Экзамен 2 27 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Техника безопасности при работе с берестой, соломкой, рогозом.
2. Способы заготовки, обработки, хранения бересты, рогоза, соломки.
3. Инструменты и приспособления при работе с природными материалами.
4. Плоскостные виды плетения
5. Объемные виды плетения
6. Применение различных видов плетения в изготовлении изделий из природного материала.
7. Создание художественного образа изделия из природных материалов
8. Применение изделий из природного материала в современных интерьерах
9. История развития художественной обработки природных материалов
10. Ремесленные центры художественной обработки природных материалов
11. Этапы выполнения изделий из бересты, соломки, рогоза
12. Виды народных художественных росписей
13. Элементы городецкой росписи
14. Элементы хохломской росписи
15. Элементы мезенской росписи
16. Элементы урало-сибирской росписи
17. Виды изделий под роспись
18. Технология подготовки древесины под роспись
19. Сюжетность и цветовая гамма
20. Правила работы и безопасности труда
21. Кисти и их использование
22. Этапы выполнения росписи
23. Особенности художественной росписи в керамике
24. Особенности росписи гжельской керамики
25. Виды росписи керамики
26. Материалы для росписи в керамике
27. Понятие керамики. История развития технологии керамики. Классификация керамических материалов
28. Классификация керамических материалов
29. Основы процесса сушки материалов и изделий. Методы и режимы сушки
30. Глазури и ангобы. Назначение и классификация. Технология их приготовления и нанесения
31. Пигменты и керамические краски. Способы декорирования керамических изделий
32. Обжиг и спекание керамических материалов. Процессы, протекающие при обжиге изделий
33. Основные критерии процесса обжига. Выбор рационального режима обжига
34. Традиционные образы народной игрушки
35. Базовые технологии в области керамики
36. Принципы работы на гончарном круге
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Аннотация изделий декоративно-прикладного искусства.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
«1» - (неудовлетворительно) обучающийся демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на заданные вопросы по теме.
«2» - (плохо) обучающийся демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно;
«3» - (удовлетворительно) обучающийся демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить;
«4» - (хорошо) обучающийся демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя;
«5» - (отлично) обучающийся демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шауро Г. Ф. , Малахова Л. О. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство: учебное пособие: Учебное пособие Минск: РИПО. // ЭБС Университетская библиотека omline", 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.П. Земсков, Ю.С. Ткаченко, Л.Б. Лихачева, Б.М. Квашнин. Материаловедение: учебное пособие Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=141977
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. Л.В.Шокорова Общее материаловедение: программа и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Страна мастеров stranamasterov.ru
Э2 Музей "Русский быт" www.fio.vrn.ru
Э3 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. www.akunb.altlib.ru
Э4 Университетская библиотека onlaine. www.biblioclub.ru
Э5 Художественная обработка рогоза, камыша и ситника podelki-sr.ru
Э6 ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ. КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА olkolon.narod.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов с учетом заданий;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.