МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая и социальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ДПИиД-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
д.иск, декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Общая и социальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Лариса Ивановна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование и развитие у студентов целостной системы базовых научных знаний от общепсихологических закономерностях психической деятельности, основных категориях, фундаментальных теориях и концепциях, основных методов психологической науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-6 Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
- теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека, в том числе - пониманию современной научной картины мира в системе наук о человеке;
- психические явления, категории, понятия, методы изучения и анализа закономерностей становления и развития психики, научные направления в психологической науке;
- методы и результаты классических и современных исследований психических процессов, состояний и свойств.
3.2.Уметь:
3.2.1.
- устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека;
- осмысливать и применять общепсихологические знания о когнитивной, эмоциональной, мотивационной, рефлексивной, оценочно-притязательной, интерактивной (поведенческой) сферах личности при постановке и разрешении профессиональных задач в области научно-исследовательской и практикоориентированной деятельности;
-применять знания о системе социально-психологических категорий и методов для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
- организовывать, осуществлять и анализировать собственную активность (рефлексивность) в области профессионального самосовершенствования, выбор адекватных траекторий профессионального саморазвития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
- основами профессионального психологического мышления анализа различного рода психологических ситуаций с позиций оббей психологии;
- информацией об актуальных проблемах и современном состоянии общепсихологических исследований психического мира человека;
- методами организации, проведения научно-исследовательской, педагогической, профилактической работой с общепсихологических позиций применять;
- применением общепсихологические научные результатов в прикладных и практических областях психологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в общую психологию.
1.1. Становление предмета научной психологии.Структура общей психологии, место психологии в системе наук, связь психологии с другими науками. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Лекции 2 2 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева.Анализ российских психологических школ Сам. работа 2 2 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Мозг и психика. Мозговая организация психики Сам. работа 2 2 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.4. Современные представления о психических функциях Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Психические процессы. Общая характеристика сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, регуляционных психических процессов. Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.6. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.7. Восприятие пространства. Признаки восприятия удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Определение и виды константности восприятия. Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.8. Психология деятельности. Общее понятие о психологической деятельности. Структура психологической деятельности, анализ ведущих понятий (А.Н. Леонтьев) Лекции 2 2 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.9. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.10. Сознание как высшая форма психики человека. Сознание как функциональная система Состояния сознания.Сознательное и бессознательное. Сам. работа 2 0 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.11. Самосознание человека. Психологический анализ «Я-концепции». Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.12. Психология мотивации, эмоций, воли Лекции 2 2 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.13. Понятие потребности. Теория базовых потребностей А.Маслоу. Проблема классификации потребностей. Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.14. Физиология и психология эмоций. Периферическая теория Джемса-Ланге и ее экспериментальная критика. Роль когнитивной оценки в возникновении эмоциональных состояний. Эмоции в регуляции деятельности. Соотношений эмоций, мотивации и личностного смысла. Аффекты, их психологическая характеристика. Сам. работа 2 2 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.15. Эмоции в общении. Привязанность. Эмпатия. Любовь.Положительные эмоциональные состояния. Пиковые переживания. Состояние потока. Развитие эмоциональной сферы. Позитивная психология. Сам. работа 2 2 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.16. Темперамент, характер, способности Лекции 2 2 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.17. Теории темпераментов и типы высшей нервной деятельности. Темперамент человека в концепции Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина. Психологические теории темперамента Г. Айзенка, В.М. Русалова, Я. Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии. Темперамент и проблема саморегуляции. Практические 2 2 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.18. Анализ психологических категорий и их взаимоотношений: индивид, личность, индивидуальность.Место характера в общей структуре личности. Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.19. Мышление и память. Общее представление о мышлении. Мышление. Мышление как высший уровень познавательных процессов.Общее представление о памяти. Основные подходы к ее изучению и теории. Развитие памяти. Определение памяти. Краткая история развития представлений о памяти. Практические 2 2 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.20. Язык и речь: основные единицы языка. Речь и язык. Развитие речи в онтогенезе. Формирование речевого высказывания. Восприятие и понимание речи. Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Социальная психология как научная дисциплина
2.1. Предмет социальной психологии. История формирования социально-психологических идей Сам. работа 2 2 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм как направления экспериментальной ориентации в социальной психологии в начале ХХ века Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Вербальная и невербальная коммуникация. Кросскультурные различия. Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Общение как взаимодействие Лекции 2 2 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.5. Характеристика составляющих процесса коммуникации в контексте убеждающего воздействия Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.6. Понятие интеракции.Содержание, стили, позиции, типы, уровни, сценарии, механизмы, динамика. Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.7. Общение как межличностная перцепция. Структура межличностной перцепции. Механизмы и содержание межличностного восприятия. Сам. работа 2 0 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.8. Социальная психология групп и межгрупповых отношений Лекции 2 2 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.9. Большие социальные группы Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.10. Особенности социально-психологического исследования стихийных групп, классов и этносов. Сам. работа 2 2 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.11. Современное понимание малой социальной группы. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию малой группы.Динамические процессы в малой группе. Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.12. Современное понимание малой социальной группы. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию малой группы.Динамические процессы в малой группе. Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.13. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.14. Концепция личности в социальной психологии. Социально-психологические характеристики личности. Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.15. Понятие социализации личности. Содержание процесса социализации. Сферы, этапы, институты социализации. Сам. работа 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.16. Зачет 2 4 УК-3, ОПК-3, ОПК-6 Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Сосновского Б.А. ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Иванников В.А. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
Л1.5 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 4. РЕЧЬ. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс "Общая и социальная психология" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.